УДК 629.7:331.101.6
Исследования вопросов выработки и производительности труда
(продолжение)[1]
The study on the production output and labor productivity
(continuation)
Авторы Кондратенко А.Н. |
Authors Kondratenko A.N. |
Рассмотрим вопросы определения уровня производительности труда Lp для космических средств выведения – ракет-носителей (РН) и разгонных блоков (РБ). В рассмотрение примем низкую околоземную орбиту (НОО), на которой вращается подавляющее большинство спутников (от 220 км до 1200 км над Землей), и геопереходную орбиту (ГПО), используемую для телекоммуникационных спутников, организации передачи мультимедиа данных, исследовательских спутников типа «Спектр-Р». Уровень производительности труда Lp предлагается измерять в размерности:
|
Lp = продукция в натуре/денежная оценка затрат. |
(28) |
Конечным итогом производства и пусков космических средств выведения является вывод полезной нагрузки на заданную космическую орбиту. Поэтому для космических средств выведения в качестве производимого объема продукции в натуральном выражении предлагается принять вес PПН выводимой на космическую орбиту полезной нагрузки (ПН). Основные затраты E при производстве и пусках космических средств выведения:
|
E= EРН + EРБ + EГО+ EПуск + EТр РНиГО + EТр РБ + EIn+ EР, |
(29) |
где: EРН – затраты на производство и поставку РН, EРБ – затраты на производство и поставку РБ, EГО – затраты на производство и поставку головного обтекателя (ГО), EТр РНиГО – затраты на транспортировку РН и ГО, EТр РБ – затраты на транспортировку РБ, EIn – затраты на страхование пусков, в том числе на РН, РБ, стартовый комплекс, EР – коммерческая прибыль и затраты организации, продающей космические пуски.
В дальнейшем рассмотрении все цены и стоимости в ₽, приведены к ценам на начало 2021 года в соответствии с индексами-дефляторами Минэкономразвития России – курс $ на 01.01.2021 – 73,9 ₽/$ (табл. 1, 2).
Таблица 1. Технико-экономические характеристики пусков РН на НОО |
||||
РН (страна) |
Стоимость (тыс. $ за 1 кг ПН) |
Цена запуска |
Грузоподъёмность (т) |
Источник информации. Примечание |
Рокот (Россия) |
12,67 |
24,7 |
1,95 |
[12-15] Стоимость и цена рассчитаны на основе [13–15] |
Союз 2.1а (Россия) |
6,16 |
45,6 |
7,4 |
[12, 16-18] Стоимость и цена рассчитаны на основе [16, 17] |
Союз 2.1б (Россия) |
5,79 |
47,8 |
8,25 |
[12, 16, 18, 19] Стоимость и цена рассчитаны на основе [16, 19] |
Ангара А1.2 (Россия) |
14,58 |
51,04 |
3,5 |
[12, 20, 21] Стоимость и цена рассчитаны на основе [20, 21] |
Протон-М (Россия) |
2,8 |
65,36 |
23 |
[12, 22, 23] Стоимость и цена рассчитаны на основе [22, 23] |
Falcon 9FT (США) |
2,72 |
62 |
22,8 |
[12, 24] |
Falcon Heavy (США) |
2,35 |
150 |
63,8 |
[12, 24] |
Atlas 5 (США) |
6,36 |
187 |
29,42 |
[12, 25, 26] |
Delta IV (США) |
13,9 |
164 |
9,4 |
[12] |
Antares (США) |
12,88 |
85 |
6,6 |
[12] |
Vega (ЕС) |
18,85 |
37 |
1,96 |
[12] |
PSLV (Индия) |
6,46 |
21 |
3,25 |
[12] |
Long March-2C (Китай) |
7,79 |
30 |
3,85 |
[12] |
Long March-2D (Китай) |
8,57 |
30 |
3,5 |
[12] |
Long March-3B (Китай) |
5,8 |
70 |
12 |
[12] |
Long March-7 (Китай) |
5,9 |
80 |
13,5 |
[12] |
Таблица 2. Технико-экономические характеристики пусков РН на ГПО |
||||
РН (страна) |
Стоимость (тыс. $ за 1 кг ПН) |
Цена запуска |
Грузоподъёмность (т) |
Источник информации. Примечание |
Союз 2.1б (Россия) |
26,56 |
47,8 |
1,8 |
[12, 16, 18, 19] Стоимость и цена рассчитаны на основе [16, 18, 19] |
Протон-М (Россия) |
10,37 |
65,36 |
6,3 |
[12, 22, 23] Стоимость и цена рассчитаны на основе [22, 23] |
Falcon 9FT (США) |
11,27 |
62 |
5,5 |
[12, 24] |
Falcon Heavy (США) |
11,25 |
90 |
8 |
[12, 24] |
Atlas 5 (США) |
14,38 |
187 |
13 |
[12, 25, 26] |
Ariane 5 (ЕС) |
14,29 |
150 |
10,5 |
[12] |
Long March-2C (Китай) |
24 |
30 |
1,25 |
[12] |
На основе анализа технико-экономических характеристик различных космических ракетных комплексов (КРК) и пусков различных типов РН [12, 13, 15, 16, 18, 20–22, 24–27], анализа данных Единой информационной системы в сфере закупок (сайт https://zakupki.gov.ru/) по ценам государственных закупок изготовления и поставки, транспортировки, страховки различных составных элементов КРК, подготовки и пуска РН с различной ПН [14, 17, 19, 23] получено:
|
1,3 < KПуск <1,41, где KПуск = (EРН + EРБ + EГО+ EПуск) / (EРН + EРБ + EГО). |
(30) |
С учетом [17, 19, 23] получено для РН «Союз-2.1а» – KПуск = 1,32; для РН «Союз-2.1б» – KПуск = 1,3; для РН «Протон-М» – KПуск = 1,327.
Доля стоимости транспортировки в соответствии с исходными данными [14, 17, 19, 23], соответствует оценке:
|
KТр=(EТр РНиГО + EТр РБ) / (EРН + EРБ + EГО+ EПуск) < 0,015. |
(31) |
При дальнейшем рассмотрении затратами на транспортировку можно пренебречь с точностью ≈1,5%.
Анализ коммерческого рынка страховых премий [27–29] показывает, что для текущего периода времени и в ближайшие годы для российских компаний страховые затраты составят ≈10–12% от стоимости средств выведения и пусковых услуг – KIn=1,1÷1,12 [19, 28, 29], для зарубежных космических компаний – KIn≈1,03:
|
EIn = (KIn – 1) × (EРН + EРБ + EГО+ EПуск). |
(32) |
В частности, согласно обнародованной статистике стоимость страхования пусков РН «Протон-М», «Ариан 5-ЕСА» и «Фалькон-9» в 2017–2019 годы составляла 12%, 3–4% и 4–5% соответственно [27].
На основе данных [14, 15, 17, 19, 20, 23] государственных закупок в ценах на начало 2021 года для российских средств выведения определены затраты на прибыль – доля затрат и прибыли KP космических операторов пусковых услуг, как правило, соответствует ≈10% от стоимости общих затрат:
|
EР = (KP– 1) × (EРН + EРБ + EГО+ EПуск EТр РНиГО + EТр РБ + EIn). |
(33) |
Т.е. KP ≈ 0,1. Для зарубежных компаний также KP ≈ 0,1 [27].
Следует отметить, что предприятия, осуществляющие изготовление космических средств выведения и предоставляющие пусковые услуги, как российские, так и зарубежные получают поддержку со стороны государственных заказчиков, которые заинтересованы в наличии гарантированного независимого доступа в космическое пространство. В то же время многие из предприятий, основным направлением деятельности которых является предоставление пусковых услуг, обнародовали данные, что это направление коммерческой деятельности носит малорентабельный характер, а зачастую является убыточным [27].
Исходя из технико-экономических характеристик пусков РН (табл. 1 и 2, данные [14, 15, 17, 19, 20, 23]), определены затраты (EРН+EРБ+EГО) на изготовление средств выведения при вышеуказанных значениях KIn и KP, приходящиеся на 1 кг ПН (рис. 1, 2). Видно (рис. 1), что минимальные затраты производства средств выведения, приходящиеся на 1 кг ПН на НОО, соответствующие мировому уровню, находятся в интервале величин 1,6(тыс.$/1кг ПН)<(EРН + EРБ + EГО)< 1,85(тыс.$/1кг ПН) и реализуются для ракет космического назначения (РКН) с РН «Falcon 9FT», РН «Falcon Heavy», РН «Протон-М». Затраты на производство РН «Союз-2», приходящиеся на 1 кг ПН на НОО, определяют средний мировой уровень и составляют ≈3,7(тыс.$/1кг ПН) (рис. 1). Затраты изготовления средств выведения с РН «Протон-М», приходящиеся на 1 кг ПН на ГПО, определяют мировой уровень и равны (EРН + EРБ + EГО) ≈ 6,4(тыс.$/1кг ПН) (рис. 2), что на 20% ниже затрат при изготовлении РКН с РН «Falcon 9FT», РН «Falcon Heavy».
Рис. 1. Затраты производства, тыс. $ за 1 кг ПН, НОО
Рис. 2. Затраты производства, тыс. $ за 1 кг ПН, ГПО
В стоимость затрат при определении производительности труда входят затраты на страхование – EIn, затраты на услуги и прибыль компаний операторов космических пусков – EР. Затраты на страхование лишь частично отражают надежность и качество изготавливаемых средств выведения. На затраты и прибыль компаний операторов пусковых услуг EР большое влияние оказывает жесткая конкуренция, что обусловлено общим превышением предложения пусковых услуг над спросом, а также наличием семи стран, промышленность которых участвует в этом сегменте космического рынка.
В условиях жесткой конкуренции западноевропейские космические державы и США пытаются реализовать политику недобросовестной конкуренции и протекционизма в отношении защиты своей ракетно-космической промышленности:
- ограничение прав запуска ПН, содержащей компоненты космических систем, произведенных западными странами,
- для компаний производителей РН, РБ, ГО, в учредителях которых участвует государство, занижение нормативной прибыли по сравнению с компаниями конкурентами,
- оплата государством услуг выведения национальными средствами выведения по завышенным тарифам по сравнению с коммерческими потребителями – например, в США в период 2016-2021 годов стоимости пусков для коммерческих потребителей, военно-воздушных сил США и НАСА находятся в приблизительной пропорции 6:8:10 соответственно [29].
Учитывая изложенное, целесообразно определение производительности труда при изготовлении и поставке средств выведения, их подготовке и пуске проводить с элиминацией затрат на страхование и прибыль операторов космических пусков:
|
. |
(34) |
Проведенные оценки значений KПуск по (30), KТр по (31), KIn по (32) для зарубежных и российских страховых компаний в период 2015–2021 годов, KP≈0,1 для зарубежных и российских операторов космических пусков в период 2016–2021 годов обуславливают возможность проведения с точностью не хуже 8÷10% расчетов по (34) уровню производительности труда при изготовлении и поставке, подготовке и пусках РКН.
Рис. 3. Производительность труда, ПН кг / млн $, НОО
Рис. 4. Производительность труда, ПН кг / млн $, ГПО
Проведенные расчеты уровня производительности труда для российских и зарубежных предприятий представлены на рис.3 и 4.
Видно, что достаточно напряженная ситуация реализуется на рынке доставки ПН на НОО (реализуется высокий уровень конкуренции) – производительность труда для РКН с РН «Протон-М» находится на передовом мировом уровне ≈ 431 кг/ млн $, что соответствует РКН с РН «Falcon 9FT» (США) и на 10÷15% ниже РКН с РН «Falcon Heavy» (США). Средний мировой уровень производительности труда при доставке ПН на НОО реализуется для РН «Long March-3B» (Китай), РН «Atlas 5» (США), РН «PSLV» (Индия), РН семейства «Союз-2». Для РКН с РН «Союз-2.1б» уровень производительности труда при доставке ПН на НОО составляет ≈ 209 кг/мл. $ и превышает среднемировой уровень.
Актуальными остаются вопросы повышения производительности труда для РН «Ангара». Для обеспечения конкурентоспособности на мировом космическом рынке требуется повышение уровня производительности труда более чем в 3÷6 раз.
В случае доставки ПН на ГПО максимальный уровень производительности труда находится в интервале величин 100кг/млн $<Lp<118кг/млн $ и реализуется для РКН с РН «Falcon 9FT», РН «Falcon Heavy», РН «Протон-М». При этом производительность труда РКН с РН «Протон-М» на ≈10% выше производительности труда для РКН с РН «Falcon 9FT», РН «Falcon Heavy».
Общий методологический подход и проблемы измерения уровня производительности труда по (28) в ракетно-космической промышленности (РКП) определяются правильным выбором конечного натурального продукта. Для РКП это количество номенклатуры конечной целевой продукции:
- для изготовления и пусков средств выведения для доставки ПН на требуемую орбиту (в частности для околоземных орбит, НОО, ГПО, солнечно-синхронная орбита) – вес полезной нагрузки (кг);
- для информационных космических средств – количество предоставляемой целевой информации (байт) за активный срок существования космического аппарата, космического комплекса или космической системы и т.д.
Вопросы выбора конечной номенклатуры целевой продукции РКП и определения единиц ее измерения для целей определения уровня производительности труда в настоящее время полностью не исследованы и в дальнейшем требуют специального рассмотрения.
Вопросы определения трудоемкости создания изделий РКТ и их составных частей.
Как обосновывалось в первой части статьи, актуально изучение вопросов определения уровня и динамики изменения выработки и производительности труда как двух взаимодополняющих параметров. В соответствии с (1) и II концепцией величина, обратно пропорциональная выработке при изготовлении изделия или совокупности однотипных изделий – есть трудоемкость их изготовления.
Методики расчета трудоемкости в машиностроении подробно изложены в литературе, где исследованы методы нормирования трудозатрат, основные нормативные данные, организация нормативных работ на предприятиях машиностроения. Наиболее полно эти вопросы представлены в работах А.К. Гастева [30], Б.М. Генкина [31, 32], И.Е. Нелидова [33], С.С. Новожилова [34], Г.А. Пруденского [35]. Вместе с тем существующие в машиностроительной отрасли методы прогнозирования трудоемкости изготовления высокотехнологичных изделий, в том числе РКТ и ее составных частей, основанные на методах нормирования труда, не могут быть использованы на ранних стадиях проектирования, оценках трудоемкости работ при обоснованиях федеральных целевых и государственных программ, так как математические модели не отражают многовариантность технологических решений, построены для среднеотраслевого уровня технологий и включают параметры, известные лишь на последних этапах создания изделий. Кроме того, динамика ограничивающих факторов (себестоимость ДСЕ РКТ, прочие элементы структуры затрат, стоимость нормо-часа) и их состав подвергаются изменениям. Поэтому вопрос прогнозирования трудоемкости является нетривиальным.
В связи с этим необходима разработка методик, позволяющих по ограниченной конструкторской и технологической информации об изделиях РКТ своевременно и оперативно определять их трудоемкость, а в ряде случаев и себестоимость до начала производства РКТ, то есть на ранних этапах проектирования, с достаточной для практики точностью. Такие работы проводились НПО «Техномаш» (Г.Б.Чмелев, В.Ф. Чичварин, О.Н. Тумаркин, А.Н. Михайлов и др.) в период 1965–1995 годов. Для ракетной техники основными параметрами определения трудоемкости ракет Tr являлись масса ракеты и ее боковая поверхность. Аналогичные исследования активно продолжились с 2010 года [36–39]. Получаемые зависимости получены методами аппроксимации [40].
В [41, 42] на основе проведенных исследований получены прогнозные зависимости трудоемкости для РН и космических аппаратов (КА). Функциональные зависимости (35) трудоемкости T от определяющих функциональных параметров dpi
|
T = f (dp1, dp2, …, dpm), |
(35) |
где 1 ≤ i ≤ m, m – число определяющих функциональных параметров, в [41, 42] получены на основе использования метода минимизации риска при выборках ограниченного объема для задачи восстановления регрессии, развитого В.Н. Вапником [43]. В отличие от РН [41], космических аппаратов [42], маршевых жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) [36], для ЖРД малой тяги и некоторых видов ракетных двигателей исследование зависимостей (35) вообще не проводилось.
Отметим, что исследования методических вопросов и разработка нормативных документов определения (оценки) трудоемкости создания и производства деталей сборочных единиц летательных аппаратов активно и на постоянной основе проводятся в авиационной промышленности [44, 45], в том числе на основе методов регрессионного и факторного анализа [43, 45, 46].
Таким образом, актуальной является задача разработки методик, позволяющих по ограниченной конструкторской и технологической информации о составных частях РКТ и РКТ своевременно и оперативно с приемлемой для практики точностью прогнозировать их трудоемкость и себестоимость [41, 42] до начала выпуска технологической документации, то есть на ранних этапах проектирования (этапе технического предложения – аванпроекта). Это позволит правильно:
- планировать подготовку и численность основного-производственно-технического персонала для организации производства новой и модернизируемой РКТ на организациях производителях ДСЕ РКТ и РКТ, а также обеспечение выполнения производственных программ;
- планировать обоснованные и реализуемые программы создания, производства и закупки РКТ по федеральным целевым и государственным программам;
- проводить оценку цены поставок изделий РКТ с учетом себестоимости их производства; проводить оценки технико-экономической эффективности мероприятий по созданию и производству РКТ по федеральным целевым и государственным программам;
- оценивать своевременность и необходимость реализации капитальных вложений в обеспечение создания и производства РКТ.
Разработанный математический аппарат наиболее эффективен для установления количественных функциональных зависимостей (35) трудоемкости T от определяющих конструктивно-технологических параметров РКТ и ее составных частей, а также от параметров, характеризующих производственно-технологическое и организационное состояние создания РКТ и ее составных частей – методы теории корреляционного анализа [40, 46]. Для установления зависимостей (35) необходимо решение нескольких задач:
- требуются исследования и установление начальной необходимой номенклатуры влияющих факторов на трудоемкость T;
- для обеспечения необходимой математической точности проводимых исследований требуется достаточно большой объем статистической информации по трудоемкости T создания N различных образцов РКТ или ее составных частей одного вида, при котором N на тридцать единиц превосходит число m взятых для исследований факторов [40, 46]:
|
m+30<N. |
(36) |
Например, для случая жидкостных ракетных блоков [41] – m = 8 (для проведения исследований требуются данные по конструктивно-технологическим параметрам не менее чем по 39 различным ракетным блокам и маршевых ЖРД).
Для ракетных блоков, разгонных блоков, РН, маршевых ЖРД, КА актуальной является задача установления методами корреляционного анализа зависимостей (35):
требуется проведение сбора и анализа достаточного объема N наборов исходных данных, удовлетворяющего условию (36), по трудоемкости изделий Ti и соответствующим ей значениям величины определяющих конструктивно-технологических параметров {dip1, dip2, …, dipm}, 1≤i≤ N;
установление регрессионных функциональных зависимостей (35), в том числе [40, 46]:
- расчеты коэффициентов парных корреляций между определяющими конструктивно-технологическими параметрами;
- установление корреляционной парной зависимости трудоемкости T от каждой пары дублирующих факторов и исключение из рассмотрения тех параметров (факторов), у которых установлена более низкая корреляционная связь;
- в случае необходимости проведение факторного анализа по группам факторов;
- установление коэффициента аппроксимации, характеризующего среднее отклонение статистической кривой от зависимости (35), то есть установление точности совпадения статистической зависимости с установленной функциональной зависимостью (35);
- установление множественного коэффициента корреляции и множественного коэффициента детерминации, по которым оценивается доля учтенных определяющих факторов {dip1, dip2, …, dipm}, 1≤i≤ N во влиянии на трудоемкость T;
- установление частных коэффициентов детерминаций с соответствующим выделением (определением) доли каждого фактора в совокупном влиянии факторов на величину трудоемкости T;
- на основе t-критерия Стьюдента для четырех степеней свободы [40, 46] количественная оценка существенности каждого определяющего фактора на функцию T (35) – установление факта действительности влияния конкретного определяющего конструктивно-технологического параметра на анализируемую функцию T (35) или определения влияния указанного определяющего параметра, установленного на основе коэффициента частной корреляции, как действия случайности, связанной со статистической выборкой;
- исследование влияния на величину трудоемкости T, определяемой по (35):
- коэффициента преемственности конструкции, являющегося функцией отношения количества заимствованных конструктивно-технологических параметров к общему количеству конструктивно-технологических параметров нового изделия, на величину трудоемкости T, определяемой по (35);
- технического уровня [47, 48] производственной базы (в том числе проектно-конструкторской и испытательной базы), зависящего от внедрения передовых технологий, механизации и автоматизации производства, внедрения информационных технологий и вычислительной техники, освоения новых видов промышленной продукции и модернизации оборудования [6];
- основных технико-экономических показателей производственной базы, таких как износ основных производственных фондов, доля оборудования с возрастом до 10 лет.
- исследование и анализ вопросов отличия функциональных зависимостей трудоемкости T (35) для ракетных блоков и разгонных блоков;
- разработка инженерных методик определения функциональных зависимостей T (35), разработанных на основе методов корреляционного анализа.
Для ЖРД малой тяги и некоторых видов ракетных двигателей также актуально решение задачи установления методами корреляционного анализа зависимостей (35). Однако, в дополнение к вышеуказанным направлениям исследований для ракетных блоков, разгонных блоков, РН, маршевых ЖРД, КА здесь требуется решение задач по классификации ЖРД малой тяги и некоторых видов ракетных двигателей, аналогично [36, 41, 42], определение основных конструктивно-технологических параметров, влияющих на трудоемкость их создания.
Выводы
- Обоснована необходимость и актуальность разработки общей методики измерения производительности труда в РКП.
- Предложен эффективный метод измерения производительности труда для организаций, выполняющих работы по изготовлению и пускам ракет космического назначения (РКН) для доставки полезной нагрузки (ПН) в космос: производительность труда – количество веса ПН (кг), приходящегося на единицу затрат на изготовление и пуск РКН, выраженную в денежном эквиваленте.
- На современном этапе производственно-технологического развития мировой космической промышленности производительность труда российских организаций РКП, выполняющих работы по изготовлению и поставке, подготовке к пускам и пускам РКН для обеспечения доставки ПН на НОО и ГПО соответствует выше достигнутого мирового уровня.
- Существующие в машиностроительной отрасли методы прогнозирования трудоемкости изготовления высокотехнологичных изделий, основанные на методах нормирования труда, не могут быть использованы на ранних стадиях проектирования изделий, так как не отражают многовариантность технологических решений и основаны на оценке параметров, известных лишь на последних этапах создания изделий
- Обоснована необходимость разработки методик, позволяющих с достаточной для практики точностью по ограниченной конструкторской и технологической информации об изделиях РКТ и их составных частях своевременно и оперативно определять их трудоемкость, а в ряде случаев и себестоимость, до начала производства РКТ, то есть на ранних этапах ее проектирования.
- Дана постановка задачи и сформулированы основные направления и этапы исследований установления методами теории корреляционного анализа количественных функциональных зависимостей трудоемкости T от определяющих конструктивно-технологических параметров РКТ и ее составных частей, а также от параметров, характеризующих производственно-технологическое и организационное состояние создания РКТ и ее составных частей.
Библиографический список
12. Сравнительная стоимость запуска полезного груза в космос на разных РН // ж. Все о космосе.– 07.03.2016. – URL: http://www.aboutspacejornal.net (дата обращения: 20.11.2021). – Текст: электронный.
13. Ракета-носитель «Рокот» – Госкорпорация «Роскосмос», 2021. – URL: https://www.roscosmos.ru/469/(дата обращения: 26.11.2021). – Текст: электронный.
14. Номера закупок для работ с РКН «Рокот» // № 0173100007013000021, 09.02.2013; № 0995000000219000033, 13.05.2019. – URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения: 20.10.2021). – Текст: электронный.
15. Названа стоимость создания ракеты «Рокот-2» без украинских комплектующих, 2021. – URL: https://ria.ru/20190525/1554903849.html (дата обращения: 10.10.2021). – Текст: электронный.
16. Ракеты-носители «Союз-2» – Госкорпорация Роскосмос», 2021. – URL: https://www.roscosmos.ru/468/ (дата обращения: 26.11.2021). – Текст: электронный.
17. Номера закупок для работ с РН «Союз-2.1а» // № 0995000000218000031, 10.04.2018; № 0995000000219000080, 19.08.2019; № 0995000000219000078, 19.08.2019; № 0995000000218000032, 10.04.2018; № 0173100007015000032, 31.03.2015; № 0173100007015000137, 27.11.2015; № 0173100007013000118, 18.10.2013; № 0995000000218000015, 27.02.2018; № 0173100007012000265, 29.12.2012. – URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения: 20.10.2021). – Текст: электронный.
- Ракеты-носители – Госкорпорация Роскосмос», 2021. – URL: https://www.roscosmos.ru/33/ (дата обращения: 20.11.2021). – Текст: электронный.
- 19. Номера закупок для работ с РН «Союз-2.1б» // № 0173100007015000140, 09.12.2015; № 0995000000217000006, 17.02.2017; № 0995000000219000020, 25.03.2019; № 31907820510, 24.04.2019; № 32009425327, 02.09.2020; № 32008837333, 13.02.2020; № 31908076304, 8.07.2019; № 31807048340, 30.10.2018; № 0995000000219000150, 31.10.2019; № 0173100007013000106, 03.10.2013; № 0995000000219000168, 27.12.2019; № 0995000000219000019, 22.03.2019. – URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения: 20.10.2021). – Текст: электронный.
- Номер закупки для работ с РН «Ангара–1.2» // № 0995000000219000053, 10.06.2019. – URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения: 20.10.2021). – Текст: электронный.
- Афанасьев И. Локомотивы нового поколения. Российские средства выведения завтрашнего дня // ж. Русский космос. – Изд.: ЦНИИмаш. – май 2020. –С. 34–39.
- Ракеты-носители «Протон-М» – Госкорпорация «Роскосмос», 2021. – URL: https://www.roscosmos.ru/465/. (дата обращения: 26.11.2021). – Текст: электронный.
- Номера закупок для работ с РН «Протон-М» // № 0995000000216000116, 26.09.2016; № 4770238802717000014, 28.02.2017; № 0173100007015000116, 30.10.2015; № 0995000000217000011, 17.02.2017; № 0173100007015000035, 31.03.2015; № 0173100007015000048, 13.04.2015. – URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения: 20.10.2021). – Текст: электронный.
- Capabilities&Services.SpaceX. – URL: https://www.spacex.com/media/Capabilities&Services.pdf (дата обращения: 20.11.2021). – Текст: электронный.
- United Launch Alliance. РН Атлас V, 25.12.2021. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Атлас-5 (дата обращения: 26.12.2021). – Текст: электронный.
- U.S. Air Force To Request $1.8 Billion for EELV Program as Costs Skyrocket // SpaceNews, 14.12.2011. – URL: https://spacenews.com/us-air-force-eelv-budget-expected-skyrocket/ (дата обращения: 10.11.2021). – Текст: электронный.
- Рынок пусковых услуг: 2017.– С. 1–36. – URL: ecoruspace.me. (дата обращения: 10.10.2021). – Текст: электронный.
- Совокупная стоимость запусков ракет в 2019-2021 годах составит 259,4 млрд рублей. // Москва, ТАСС, 28.05.2019. – URL: https://tass.ru/ekonomika/6478675 (дата обращения: 10.10.2021). – Текст: электронный.
- Космическое страхование: взгляд на непростую индустрию, 22.09.2019. – URL: https://thealphacentauri.net/28794-kosmicheskoe-strahovanie-vzglyad-na-neprostuyu-industriyu/ (дата обращения: 10.10.2021). – Текст: электронный.
- Гастев А.К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда. Изд. 2-е. – М.: Экономика, 1972. – 478 с.
- Генкин Б.М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук. – М.: НОРМА: ИНФРА-М.– 2002. – 367 с.
- Генкин Б.М. Организация, нормирование и оплата труда на промышленных предприятиях: Учебник для вузов. – 5-е изд., изм. и доп. – M.: НОРМА.– 2008. – 448 с.
- Нелидов И.Е. Организация, планирование и управление энергомашиностроительным предприятием – M.: Высшая школа.– 1977. – 318 с.
- Научная организация труда в промышленности: Учебно-метод. пособие/ Под общ. ред. С.С.Новожилова и др. – MB Экономика, 1978. – 359 с. – (ВНМЦентр и НИИ труда Госкомтруда СССР).
- Пруденский Г.А. Проблемы рабочего и внерабочего времени. – M.: Наука.– 1972. – 335 с.
- Чмелев Г.Б., Михайлов А.Н., Галкин Н.А., Пожидаев С.С. Расчетные зависимости оценки трудоемкости изготовления жидкостных ракетных двигателей средств выведения на основе существующего научно-технического задела. Под общей редакцией В.И. Петрова. ФГУП «НПО «Техномаш». – 2013. – 72 с.
- Галкин Н.А., Гаврин Д.С., Фомин Е.Ю., Пожидаев С.С., Утешев С.И., Семенов И.А., Серов Е.В., Дергачева Е.С. Укрупненный расчет трудоемкости изготовления ракет-носителей с последовательным и смешанным расположением ступеней // Вестник «НПО «Техномаш». М.:. – 2017. – С. 54–56.
- Вейко А.В., Кохно П.А. Функционально-стоимостные модели разработки и изготовления ракет-носителей / Методы и инструменты экономики успеха: монография / Коллектив авторов. – М.: «Юр-ВАК». – 2016. – 216 с.
- Вейко А.В., Кохно П.А. Экономика ракетно-космической отрасли. Монография. Москва. – 2017. – 232 с.
- Румшинский Л.З. Математическая обработка результатов эксперимента. – M.: Наука.–1971. – 192с.
- Галкин Н.А., Кондратенко А.Н., Швед В.В., Швед Е.В. Методика укрупнённого расчёта трудоёмкости изготовления ракет-носителей// Двойные технологи. –2019, №4(89). –С. 10–14.
- Галкин Н.А., Кондратенко А.Н., Гапоненко О.В., Чирюкин Е.В. Свиридова Е.С. Методический подход к укрупненному расчету трудоемкости изготовления космических аппаратов // ж. Вестник МАИ.– 2019, том 26.– №2. –С. 20–33.
- Вапник. В.Н. Восстановление зависимостей по эмпирическим данным / В.Н. Вапник. – М.: Наука. – 1979. – 448 с.
- Михайлова Н.А. Механизм прогнозирования трудоемкости серийного изготовления ГТД на этапе аванпроекта. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Рыбинск, – 2010. – 217 с.
- Михайлова. Н.А. Методика определения трудоемкости изготовления изделия на этапе формирования портфеля заказов предприятия // Вестник ИНЖЕКОНА.– с. Экономика. – СПб: СПбГИЭУ, – 2008.– Вып. 6 (25). – С. 308–312.
- Магнус Я.Р., Катышев П.К., Пересецкий А.А. Эконометрика. Начальный курс: Учебник – 6-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дело. – 2004. – 576 с.
- Жемердеев О.В., Кондратенко А.Н. Определение состояния технического потенциала предприятий на основе модифицированной модели факторов производства // 17-я Международная конференция Авиация и космонавтика – 2018 (19–23.11.2018, Москва). Тезисы. – М.: Люксор. – 2018. –С. 608–609.
- Жемердеев О.В., Кондратенко А.Н. Метод определения состояния технического потенциала предприятий на основе модифицированной модели факторов производства // Вестник Московского авиационного института. – 2019. – т. 26.– №1. – С. 230–235.
Кондратенко Александр Николаевич – канд. техн. наук, эксперт АО «НПО «Техномаш» им. С.А. Афанасьева». Тел.: 8(495) 689-96-90. E-mail: A.Kondratenko@tmnpo.ru / Kondratenko Aleksandr Nikolaevich - Ph.D. in Engineering Sciences, Expert of JSC «NPO «Technomac» named after S.A. Afanasev». Tel.: 8(495) 689-96-90. E-mail: A.Kondratenko@tmnpo.ru
[1] Начало см. в №4(17) 2021