Роскосмос

Вопросы методологии сопровождения, реализации и информационного обеспечения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, технологических работ и инвестиционных проектов

УДК 002.6:004

Вопросы методологии сопровождения, реализации и информационного обеспечения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, технологических работ и инвестиционных проектов

Issues of support methodology, implementation and information support of research and development, technological work and investment projects

Авторы

Кондратенко А.Н.

Authors

Kondratenko A.N.

Аннотация

Обосновано тематическое единство реализации и системных работ по сопровождению технологических опытно-конструкторских работ, инвестиционных проектов ракетно-космической промышленности. Обоснована актуальность и сформулированы основные направления работ по созданию и функционированию централизованного электронного отраслевого справочно-информационного фонда.

Abstract

The thematic unity of implementation and systematic works on support of experimental design projects, investment projects of the aerospace industry is substantiated. The article substantiates the relevance and formulates the main work directions for developing and functioning of the centralized electronic industrial reference collection.
 

 

Ключевые слова

инвестиционные проекты, информационно-поисковая система, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, технологии, ракетно-космическая промышленность, справочно-информационный фонд

Keywords

investment project, data retrieval system, research & development effort and experimental design projects, technologies, aerospace industry, reference collection

 

Системная организация работ по инновационному производственно-технологическому развитию ракетно-космической промышленности (РКП) в обеспечение создания и производства ракетно-космической техники (РКТ) с требуемыми тактико-техническими характеристиками (ТТХ) и технико-экономическими характеристиками (ТЭХ) для решения целевых задач различных государственных программ, федеральных и коммерческих проектов, связанных с космической деятельностью, включает в себя задачи планирования и научно-технического сопровождения:

  • технологических научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
  • инвестиционных проектов по реконструкции и техническому перевооружению;
  • нового строительства организаций и предприятий РКП;
  • изучения вопросов развития РКТ во взаимосвязи с развитием производственно-технологического потенциала организаций и предприятий РКП как базовой материальной основы реализации задач космической и военно-технической деятельности;
  • решения проблем информационного обеспечения научной, научно-технической и инновационной деятельности организаций и предприятий РКП при создании и производстве РКТ;
  • внедрения и трансфера технологий при разработке и производстве диверсифицированной продукции на базе технологий РКП военного и двойного назначения [1–3].

Рассмотрим и обоснуем сильные связи методологии организации работ по планированию и научно-техническому сопровождению технологических НИОКР, технологических работ, инвестиционных проектов по капитальному строительству [3], по вопросам информационного обеспечения РКП и развития РКТ.

Как взаимосвязаны технологические НИОКР и инвестиционные проекты для РКТ различного назначения? Взаимосвязь технологической модернизации РКП с развитием РКТ.

Необходимость взаимосвязи программных мероприятий технологических разделов государственных программ оборонного назначения и государственной программы Российской Федерации «Космическая деятельность России» исследована и обоснована в [3–4]. В период 2011–2021 годов более 95% реализовывающихся технологических НИОКР и более 90% инвестиционных проектов (ИП) по реконструкции, техническому перевооружению, новому строительству (РиТП) основных фондов РКП направлены на создание и производство ракетно-космических средств как военного, так и гражданского применения. Двойное назначение технологических НИОКР и ИП РиТП обусловлено особенностями РКТ различного назначения: общность задач разработки, создания и эксплуатации РКТ; идентичность технологии разработки, изготовления и использования ракетно-космических средств различного назначения; использование единых конструкторско-технологических решений при разработке и создании ракетно-космических средств; развитая внутриотраслевая унификация; тенденции к увеличению доли средств двойного назначения; единая производственно-технологическая и экспериментально-испытательная база.

Практически реализуемые способы внедрения и трансфера технологических НИОКР представлены на рис. 1.

Рис. 1. Способы внедрения и трансфера технологий

Различные ситуации реализации ИП РиТП представлены на рис. 2, где отображены возможные альтернативные случаи создания уникального и нестандартизированного оборудования, строительства уникальных зданий и сооружений.

Рис. 2. Способы реализации ИП РиТП и варианты создания уникальных зданий и оборудования (ПИР – проектно-изыскательские работы)

Показано, что уникальные здания и сооружения, уникальное и нестандартизированное технологическое оборудование (в том числе экспериментально-испытательные установки) можно создавать как в рамках технологических работ, так и по мероприятиям ИП РиТП. Так, например, часть взрывных камер корпуса взрывных прочностных испытаний АО «ЦНИИмаш» создавалась в рамках опытно-конструкторской работы (ОКР,) а большая взрывная камера в рамках капитального строительства. Корпуса с силовыми стенами для низкочастотных и высокочастотных прочностных испытаний можно рассматривать и как здания, и как часть экспериментальных установок, которые можно создавать в рамках ОКР.

В зависимости от затрат, времени и состава работ:

  • внедрение технологических НИОКР реализуется по ИП или в рамках ОКР;
  • создание уникальных зданий и сооружений реализуется по ИП или в рамках ОКР;
  • создание уникального и нестандартного оборудования может осуществляться по ИП и НИОКР.

При этом специфика РКТ накладывает ряд жестких требований на создаваемое или приобретаемое производственно-технологическое оборудование – обеспечение качества и надежности, стандартизации и унификации, автоматизации и информатизации, контролепригодности, взаимозаменяемости и универсальности.

С учетом вышеизложенного, а также в развитие результатов системных исследований проблем решения оптимизации при реализации капитальных вложений в РКП [4] актуальной и эффективной представляется централизация закупки в РКП и создание производственно-технологического оборудования аналогичного тому, как централизованно проводилось техническое перевооружение отрасли и закупка оборудования в Минобщемаше до 1991 года. При этом в РКП целесообразно создать центр компетенций (отраслевого оператора) по закупке указанного оборудования и оснастки (ЦЗО), в основные задачи которого входят:

  • формирование планов (среднесрочных и долгосрочных) технологического обеспечения создания и производства РКТ;
  • организация закупки и поставки, монтажа и наладки, в том числе проведение конкурентных процедур по закупке, производственно-технологического оборудования и оснастки для РКП.

Обязательные требования к деятельности ЦЗО, обеспечивающие технико-экономическую эффективность закупок и создания производственно-технологического оборудования:

  1. Наличие технологических компетенций и специалистов-технологов, что необходимо для правильного написание технического задания на приобретение производственно-технологического оборудования с требуемыми целевыми техническими характеристиками, необходимого качества и надежности.
  2. Наличие актуализированной базы данных по планируемой закупке (в краткосрочной перспективе) производственно-технологического оборудования, что позволяет использовать оптовые закупки с торговыми скидками на приобретаемое оборудование (от 10% до 25% на мировом рынке).
  3. Наличие и ведение актуализированных каталогов оборудования, рекомендуемого к приобретению при техническом перевооружении организаций РКП – знание опыта эксплуатации оборудования и коньюнктуры рынка, в том числе добросовестных поставщиков. Это обеспечивает правильный выбор оборудования и поставщиков оборудования при проведении конкурентных процедур.
  4. Наличие нормативно-правовой основы для деятельности организации, где создан ЦЗО, по системному изучению и созданию технологий и производственно-технологического оборудования, что обеспечивает объективную информационную основу деятельности ЦЗО.
  5. Обеспечение обратной связи от деятельности ЦЗО (существенного квалифицированного влияния) на процессы эффективного формирования планов технического перевооружения РКП и обеспечение создания эффективных технологий – обеспечивается логически полная работа механизма формирования и реализации единой государственной технологической политики в РКП.
  6. Обеспечение упорядоченного использования альтернативных вариантов технологий оборудования, создаваемых (модернизируемых) производств, обеспечивающих их эффективную эксплуатацию при заданной номенклатуре выпускаемых изделий – обеспечение стандартизации и унификации производственно-технологического оборудования.
  7. Наличие или возможность создания в организации, выполняющей функции ЦЗО, высокопрофессионального структурного подразделения, формализующего проведение конкурентных закупочных процедур.

При организации деятельности ЦЗО решается большинство проблем, отрицательно влияющих на эффективность технического перевооружения и технологической модернизации РКП, в частности, устраняются отрицательные факторы влияния:

  1. предприятия и организации часто перепоручают проведение конкурсов и закупку технологий, производственно-технологического оборудования своим подрядным организациям, у которых в большинстве случаев отсутствуют специалисты необходимой квалификации;
  2. отсутствие системного опыта и информации у предприятий и организаций РКП по закупке и поставкам производственно-технологического оборудования – предприятия и организации не владеют в полном объеме отраслевыми планами технического перевооружения, каталогами современного прогрессивного оборудования;
  3. длительный срок от момента возникновения необходимости в разработке той или иной технологии до получения первой продукции приводит к тому, что появляются новые материалы, технологии в смежных отраслях (металлообработка, приборостроение) и делают разрабатываемую или внедряемую в рамках ИП технологию и соответствующее производственно-технологическое оборудование неэффективными еще до реализации [3] и т.д.

В соответствии с результатами [2] в части минимально необходимого и достаточного состава работ по сопровождению инновационного развития РКП в табл. 1 представлены цели и полная группа задач [2, 23] общесистемных научно-исследовательских работ (НИР) и услуг по научно-техническому сопровождению технологических НИОКР и ИП РиТП. Показаны общность и взаимодополнение их целей и решаемых задач в обеспечение эффективной производственно-технологической модернизации РКП, а также взаимосвязь и необходимость совместного проведения системных работ по сопровождению развития РКТ и РКП [2]. Требования ТТХ и ТЭХ современной РКТ определяют требования к развитию производственных технологий и экспериментально-испытательной базы, производственно-испытательных мощностей. В свою очередь проектно-конструкторские решения и уровень развития технологий, материалов и производства обуславливают достижимый уровень развития РКТ.

Основные информационные потоки по результатам системного сопровождения развития РКТ, необходимые для адекватного сопровождения инновационного развития РКП:

  • анализ выполнения государственного оборонного заказа (ГОЗ) по РКТ различного назначения, а также информации о ходе летных испытаний и эксплуатации РКТ различного назначения;
  • оценка по образцам РКТ достижимого уровня ТТХ и ТЭХ, уровня технического совершенства, реализуемости предварительных технических обликов;
  • анализ и рекомендации по достижению требуемого уровня ТТХ и ТЭХ образцов РКТ;
  • вопросы унификации и стандартизации проектно-конструкторских решений;
  • концепции и стратегии развития РКТ различного назначения;
  • комплексные целевые программы создания образцов РКТ различного назначения [4].

Таблица 1. Цели и задачи общесистемных НИР и услуг по научно-техническому сопровождению технологических НИОКР и ИП


п/п

Цели НИР и услуг по НИОКР: мониторинг и научно-техническое сопровождение (НТСопр) технологий и оценка производственно-технологических рисков реализации государственных программ (ГП), имеющих разделы по производственно-технологическому развитию ракетно-космической промышленности, в части технологий.

Разработка приоритетов и направлений производственно-технологического развития РКП. Разработка проектов на очередной программный период и корректировок ГП в части производственных технологий

Цели НИР и услуг по инвестиционным проектам: научно-методическое, информационно-аналитическое, нормативно - правовое обеспечение эффективного выполнения реконструкции, технического перевооружения и нового строительства (РиТП) предприятий РКП и смежных отраслей промышленности для обеспечения разработки и производства РКТ. Разработка предложений в проект ГП на очередной программный период по инвестиционным проектам по капитальному строительству

Решаемые задачи

1

Зачем, когда и какие
разрабатывать технологии

Зачем, когда и какие
реализовывать ИП

1.1 Выявление и предложения по решению проблемных вопросов развития производственно-технологического потенциала организаций и предприятий с увязкой требований по номенклатуре и количеству РКТ по государственным космическим программам [6]. Определение технологических возможностей промышленности для обеспечения государственных космических программ.

1.2 Анализ и прогноз развития науки, техники, технологий, в том числе в целях внедрения отечественных и зарубежных критически важных технологий для РКТ [6].

1.3 Ведение в актуализированном состоянии базы данных по технологическому оборудованию РКП [6].

1.4 Анализ проблем и предложения по их решению в части оборудования и комплектующих, закупаемых по импорту [6].

1.5 Анализ производственно-технологических потребностей и предложения по закупкам продукции из металлических сплавов и композитов, важнейших видов материально-технических ресурсов, подлежащих государственному бронированию.

1.6 Разработка перечней промышленных базовых и критических технологий РКП для обеспечения выполнения государственных космических программ [7]. Инвентаризация технологических НИОКР [8]

 

 

1.1 Оценка производственной и технологической реализуемости, в том числе готовности к выполнению заданий государственных космических программ и ГОЗ с учетом осуществляемых и планируемых ИП по РиТП [2]. Проведение проактивного и предиктивного анализа производственно-технологических возможностей организаций и предприятий РКП.

1.2 Проведение технологического аудита организаций и предприятий, участвующих в создании и производстве РКТ (предложения по развитию технологий, унификации и стандартизации, необходимости реализации ИП, проведению организационных и структурных преобразований и т.д.) [5].

1.3 Разработка исходных данных для формирования состава, содержания и перечня ИП в обеспечение развития производственно-технологического потенциала РКП (оборудование, технологии и справочные данные по возможности софинансирования работ по ИП из собственных средств организаций и предприятий).

1.4 Инвентаризация ИП и технологических НИОКР (в части внедрения технологий) [8].

1.5 Решение проблемных вопросов снижения трудоемкости работ, повышения производительности труда в РКП.

1.6 Решение проблемных вопросов диверсификации РКП

2

Как реализовывать, внедрять технологии

Как реализовывать ИП

2.1 Создание нормативно-методических документов по разработке и внедрению технологий, по НТСопр мероприятий ГП в части технологий и материалов

2.1 Научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение РиТП [4]

 

3

Что делать (определение состава и содержания технологических НИОКР, технологических работ)

Что делать (состав и содержание строек и технического перевооружения по ГП, ГОЗ)

3.1 Разработка проектов мероприятий технологических НИОКР в действующие и планируемые ГП, закон о бюджете, ГОЗ с обоснованиями (ТЗ, справки-обоснования, технико-экономические обоснования) по составу и содержанию мероприятий технологических НИОКР.

3.2 Разработка проектов ГП в части технологических НИОКР и НИР по фундаментальным, прогнозным и поисковым технологическим исследованиям (ТЗ, справки-обоснования, технико-экономические обоснования) на очередной программный период.

3.3 Анализ и технологическая экспертиза ТЗ на НИОКР

3.1 Разработка проектов в действующие и планируемые ГП, закон о бюджете, ГОЗ по составу и содержанию мероприятий ИП по РиТП.

3.2 Разработка проектов ГП на очередной программный период по капитальным вложениям

3.3 Анализ и экспертиза обоснований экономической целесообразности на корректируемые и новые ИП по РиТП [9]

 

 

 

4

Контроль и отчетность, информационно-аналитическое обеспечение (в том числе научно-техническое сопровождение НИОКР, технологических работ)

Контроль и отчетность реализации ИП

 

4.1 Мониторинг и НТСопр НИОКР по ГОЗ, в том числе подготовка проектов ежеквартальной и ежегодной сводной отчетности ГОЗ и ГП в части технологических НИОКР.

4.2 Мониторинг разработки и внедрения, рекомендации по внедрению промышленных базовых и критических технологий на предприятиях РКП.

4.3 Оценка и анализ показателей и индикаторов безопасности РКП [7], выполнения ГП и ГОЗ [10], Основ государственной политики развития ОПК в части РКП, Основ космической деятельности России

 

4.1 Мониторинг и НТСопр ИП по РиТП, в том числе выездные проверки хода реализации капитального строительства, анализ заключения и выполнения договоров подряда по капитальному строительству

4.2 Подготовка проектов ежеквартальной и ежегодной сводной отчетности по реализации ИП по РиТП предприятий [9].

4.3 Проведение паспортизации организаций и предприятий РКП (данные по технологиям, основным фондам, кадровому обеспечению, реализации ИП и НИОКР, внедрению технологий и т.д.)

Актуальные вопросы информационного обеспечения научной, научно-технической и инновационной деятельности в РКП.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.2013 № 327 [11] Министерство науки и высшего образования Российской Федерации с участием Госкорпорации «Роскосмос» [12] в части РКП реализует функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного учета НИОКР и технологических работ гражданского назначения, проводит формирование и ведение единой государственной информационной системы учета НИОКР и технологических работ гражданского назначения (далее в части РКП – ЕГИСУ НИОКТР [12]).

Цели ЕГИСУ НИОКТР – информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности. Объекты учета ЕГИСУ НИОКТР – сведения о работах; отчетные и итоговые документы, сведения о результатах работ: первичные источники информации, представляемые в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном экземпляре документов» [13] в форме обязательных экземпляров неопубликованных документов (НТО по НИОКР, алгоритмов и программ и т.п.); реферативно-библиографические описания указанных отчетных и итоговых документов; сведения о наличии заявления о предоставлении любым лицам возможности безвозмездно использовать результаты указанных отчетных и итоговых документов на определенных условиях или об условиях открытой лицензии на использование этих результатов; сведения о правообладателях и правах на созданные результаты интеллектуальной деятельности (РИД), способные к правовой охране или имеющие правовую охрану, сведения об изменении состояния их правовой охраны, о наличии лицензионного договора или заявления о возможности использования любыми лицами на условиях открытой лицензии, об условиях открытой лицензии, а также сведения о практическом применении (внедрении) РИД.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2021 № 1705 [14] Федеральная служба по интеллектуальной собственности с участием Госкорпорации «Роскосмос» и Госкорпорации «Росатом» проводит ведение единого реестра (информационной системы) результатов НИОКР и технологических работ военного, специального и двойного назначения, в том числе непосредственно связанных с обеспечением обороны и безопасности (ЕР РВСДН). Объекты учета информационной системы ЕР РВСДН – РИД по НИОКР, технологическим работам военного, специального и двойного назначения, в том числе непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности: охраняемые в качестве изобретения, полезной модели, промышленного образца, секрета производства (ноу-хау), базы данных, топологии интегральных микросхем и т.д.; способные к правовой охране в качестве изобретения, полезной модели, и т. д; РИД, права на которые приобретены.

С 1 января 2022 года управление результатами РИД, связанными с обеспечением обороны и безопасности, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 №2550 [15]. В ЕР РВСДН проводится государственный учет РИД: реферативно-библиографические описания – описание объекта государственного учета с указанием индивидуальных особенностей, позволяющих его идентифицировать и отличить от других объектов государственного учета; внесение данных об объекте государственного учета в единый реестр (правообладатели и права на РИД); обновление данных об объекте государственного учета в части сведений об изменении состояния его правовой охраны, информации об использовании объекта государственного учета, включая передачу прав на объект государственного учета иным лицам. Каждый раздел информационной системы ЕР РВСД состоит из шести подразделов, содержащих данные об объектах учета: подраздел 1 – сведения об индивидуальных особенностях объектов учета, позволяющих их идентифицировать и отличать от других объектов государственного учета; подраздел 2 – сведения об исполнителях работ; подраздел 3 – сведения о государственных заказчиках и Фонде перспективных исследований; подраздел 4 – сведения об основаниях возникновения и объеме прав Российской Федерации или исполнителя работ на объекты учета; подраздел 5 – сведения об авторах объектов учета или их составных частей; подраздел 6 – сведения об использовании объектов учета или их составных частей. В Госкорпорации «Роскосмос» управление результатами РИД, связанными с обеспечением обороны и безопасности, успешно осуществляется Центром учета и анализа результатов научно-технической деятельности [12].

В итоге, согласно действующим нормативно-методической и законодательной базам, в РКП:

  1. фактически обеспечивается выполнение обязательного законодательного требования государственного учета и управления РИД НИОКР и технологических работ гражданского назначения, военного, специального и двойного назначения, в том числе непосредственно связанных с обеспечением обороны и безопасности, проведением анализа результатов НИОКР и технологических работ, предусматривающим выявление содержащихся в результатах НИОКР и технологических работ РИД, которые относятся или могут быть отнесены к объектам государственного учета; правовую охрану выявленных РИД; внесение данных о выявленных РИД в ЕГИСУ НИОКТР и ЕР РВСДН;
  2. в соответствии с [13] форма обязательных экземпляров неопубликованных документов (научно-технических отчетов (НТО) по НИОКР, алгоритмов и программ и др.) регламентирует учет, хранение и управление первичными источниками информации (НТО, чертежная документация, каталоги и др.) по НИОКР и технологическим работам гражданского назначения. Отсутствует нормативная база и фактический регламент работ по учету, хранению и управлению первичной отчетной документации по НИОКР и технологическим работам военного, специального и двойного назначения, в том числе непосредственно связанных с обеспечением обороны и безопасности. Первичные источники информации по НИОКР и технологическим работам военного, специального и двойного назначения, в том числе непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности, как правило, хранятся на предприятиях-исполнителях НИОКР и технологических работ. Срок их хранения регламентируется сроками хранения отчетной документации, подтверждающей экономический факт выполнения работ по договорам и государственным контрактам. Отметим, что практически все НИОКР и технологические работы в РКП относятся к категории военного, специального и двойного назначения, в том числе непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности;
  3. в полном объеме не разрабатываются вторичные источники информации по НИОКР и технологическим работам как гражданского, так и военного, специального и двойного назначения. По первичным источникам информации проводится только их реферативно-библиографические описания, которые являются эффективными источниками вторичной информации, но не достаточными. В них по каждому отдельно взятому первичному источнику изложено содержание сути, методики, основных полученных результатов, выводов исследований, указываются направления применения результатов работ, а также сведения о месте, времени, авторах и заказчиках проведения работ. Практически не разрабатываются реферативные и аналитические обзоры, фактографические картотеки.

Для однозначности конкретизируем, что понимается под первичной и вторичной информацией:

  • первичная информация – НТО, каталоги, инструкции, чертежи, паспорта организаций и предприятий, статьи, описания изобретений к авторским свидетельствам и патентам, др.
  • вторичная информация – результат исследований источников первичной информации, сопровождаемый отбором информации: библиографические указатели литературы, аннотации, рефераты, реферативные обзоры, аналитические обзоры и др., которые содержат сведения о первичной информации.

В реферативных обзорах излагаются систематизированные сведения об актуальности, содержании и методах проводимых работ и исследований, о созданном научно-техническом заделе, содержащиеся в фонде первичных источников информации, указывается взаимосвязь выполненных работ со смежными направлениями работ, определяется общий уровень и тенденции направлений развития проблемных вопросов, не дается критическая оценка полученных результатов работ. В аналитических обзорах содержится анализ полученных отечественных и зарубежных данных, критическая оценка результатов работ и обоснование их практического использования, проводится выявление и обоснование предпочтительных направлений исследований проблемных вопросов. Обзоры содержат графики, таблицы, схемы и т.п. Фактографические картотеки направлены на оперативное представление информации на запросы специалистов при проведении исследований, проектно-конструкторских работ, осуществлении производственной деятельности и содержат сведения по результатам проведенных испытаний, данные по составу и свойствам материалов, формулы, схемы и т.д. Принципиальной для поиска, эффективного использования необходимой информации и результатов выполненных и выполняемых работ, обеспечения развития созданного научно-технического задела (НТЗ) является работа аналитических центров (АЦ) высококвалифицированных специалистов технологов по созданию вторичной информации в части реферативных и аналитических обзоров, фактографических описаний, справочно-поисковых описаний.

Рассмотрим важность и принципиальность регламентированного централизованного электронного учета, хранения, актуализации и возможности распространения всех первичных источников информации по НИОКР и технологическим работам с учетом Стратегии применения информационных технологий на 2017–2030 годы [16] и [17].

Анализ данных экспертного опроса руководителей, специалистов-исследователей, проектантов, конструкторов, технологов, выполняющих НИОКР и технологические работы за последние 10 лет показал, что в первичной документации содержится около 40–50% новых идей, решений и информационных сведений, которые не охватываются вторичными источниками информации, отличными от реферативных и аналитических обзоров. Разработчики НИОКР затрачивают до 15–20% рабочего времени на создание новой информации по результатам своих работ. В современных условиях прослеживается рост информационных потоков, например, в период 2022–2025 годов только по технологическим НИОКР Госкорпорации «Роскосмос» среднегодовое количество технологических НТО по этапам выполненных работ в 1,63 раза превышает среднегодовое количество НТО по аналогичным работам в период 2011-2020 годов. Поток научно-технической информации ежегодно увеличивается более чем 5%, а публикуется в рецензируемых изданиях не более 30% полезной имеющейся информации. В результате выпадает большое число результатов незавершенных работ и неоформленных идей и гипотез, на создание которых затрачиваются бюджетные средства.

Длительное хранение первичных источников информации в ряде случаев определяется длительными сроками внедрения разработанных технологий (рис. 3), которые обусловлены несовершенством планирования работ, финансово-экономическими возможностями организаций и предприятий, осуществляющих внедрение. Для ряда технологий необходимо осуществления капитальных вложений, обеспечивающих внедрение около 20%, НИОКР внедряются в рамках инвестиционных проектов по капитальным вложениям. Показано (рис. 3), что для обеспечения внедрения приблизительно 17% завершенных технологических НИОКР требуются минимально необходимые сроки хранения первичной документации – не менее 5–10 лет.

Рис. 3. Доля внедренных завершенных технологических НИОКР и выполненных технологических работ по государственным и федеральным целевым программам: NЗР  – число завершенных технологических НИОКР, NВН  – число внедренных технологических НИОКР из числа завершенных

Важно наличие первоисточников информации при ретровведениях – нововведениях, воспроизводящих на новом уровне пройденные этапы развития техники и технологий, или возвратных инновациях [18].

Так, например, в настоящее время при решении проблемных вопросов создания криогенной прочностной базы наземной отработки прочности водородных баков КВТК и третьей ступени РН «Ангара-А5В» требуется первичная информация по решению аналогичных проблем, решенных более 40 лет назад, при создании многоразовой транспортной космической системы в рамках программы «Энергия–Буран».

Традиционно для изготовления корпусных конструкций ракетной техники применяются алюминиевые сплавы. Однако в современных условиях для ракетной техники с конструкционными элементами многоразового использования (возвращаемыми ступенями ракет-носителей) актуальным является создание корпусных и баковых конструкций, изготавливаемых из аустенитных коррозионностойких сталей, которые практически во всем реализуемом диапазоне изменения внешних условий эксплуатации сочетают в себе свойства высокой пластичности (≈ 50÷60% относительного удлинения), высокой жаропрочности и жаростойкости, повышенной прочности при криогенных температурах. Опыт применения коррозионностойких аустенитных сталей реализован в отечественном ракетном двигателестроении. Исходная первичная информация о свойствах коррозионностойких аустенитных сталей должна быть централизована (общей) как для двигателестроения, так и для корпусного производства РКТ. На конкретном примере показана необходимость централизации информационных источников.

Создание в РКП централизованного отраслевого учета, хранения, актуализации и возможности распространения первичных источников информации обуславливается также спецификой технологий создания и производства РКТ – около 30% технологий РКП являются узкоспециализированными, используются только при создании и производстве РКТ и определяют около 65% трудоемкости изготовления РКТ [4].

При современном уровне развития информационных технологий эффективность реализации электронного учета, хранения, актуализации и возможности распространения первичных источников информации определяется следующими возможностями:

  • создание и использование самообучающихся многоаспектных информационно-поисковых систем (ИПС) необходимой информации, позволяющих не только находить информационные фонды, в которых содержится запрашиваемая тематика работ, но и проводить выделение из тематики работ требуемых смысловых частей, выдавать с необходимыми ссылками только их – в конечном итоге проводить оперативный многоаспектный поиск;
  • способность длительного хранения информации, определяемого возможностями вычислительной техники и электронных носителей информации;
  • способность своевременного и оперативного распространения необходимой информации;
  • удобство пользования и технологичность обработки больших объемов информации;
  • экономия финансовых средств, эффективная обеспечивающая административная и инженерная инфраструктура по сравнению с учетом и хранением первичных документов традиционным способом (на бумаге).

Неразвитость или отсутствие регламентированного централизованного электронного учета, хранения, актуализации и возможности распространения всех первичных источников информации по НИОКР и технологическим работам создают предпосылки неэффективного и неполного использования результатов выполненных работ:

  • не анализируется в полном объеме, трудно поддается поиску, а в ряде случаев теряется создаваемый НТЗ по критически важным технологиям для использования в последующих новых НИОКР и технологических работах в обеспечение создания РКТ;
  • создаются предпосылки монополизации научно-технических знаний организациями-исполнителями выполненных НИОКР и технологических работ, а также предпосылки недобросовестной конкуренции, что противоречит федеральному законодательству [17, 19];
  • для создания НТЗ приходится планировать дублирующие НИОКР с новым финансовым обеспечением.

Для информационного обеспечения научной, научно-технической и инновационной деятельности организаций и предприятий РКП актуальным, технологически и экономически оправданным является создание и функционирование в РКП централизованного электронного отраслевого справочно-информационного фонда (СИФ) выполняемых НИОКР и технологических работ, который представляет собой совокупность тематически взаимосвязанных, технически и аналитически обработанных первичных и вторичных документов, объединенных в единый комплекс, рассредоточенных по единой схеме, позволяющей при помощи ИПС, основанной на использовании современных информационных технологий [16], быстро находить и выдавать требуемую информацию, обеспечивать управление созданным НТЗ.

Централизованный электронный отраслевой СИФ РКП должен обеспечивать:

  • совместимость и общие принципы организации работы с ЕГИСУ НИОКТР и ЕР РВСДН;
  • учет и хранение всех первичных отчетных документов по НИОКР, технологическим работам, в том числе по стандартизации, нормативным документам, чертежно-конструкторской документации;
  • разработку реферативных и аналитических обзоров, фактографических картотек и каталогов;
  • формирование и хранение информационных ресурсов по развитию иностранных технологий, информация по которым в открытой печати практически отсутствует или ограничена из-за проводимой иностранными государствами ограничительной санкционной политики по отношению к Российской Федерации (в том числе для обеспечения разработки аналитических обзоров);
  • организационно-методическое единство с техническими библиотеками и архивами организаций и предприятий РКП по учету, хранению и распространению научно-технической и технологической информации;
  • совместимость работы с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) [20];
  • наличие ИПС для осуществления быстрого поиска релевантных документов с использованием разработанных в «библиотечной отрасли» методов, к которым относятся: хранение и расстановка первичной документации по каталогам – расстановка в систематически алфавитно-хронологическом, инвентарном порядке; классификация информации и организации справочного аппарата на основе схемы десятичной классификации (УДК); разработка вторичных источников информации и общие единые требования к созданию вторичной (свертыванию) информации – библиографиям, аннотациям, рефератам, реферативным обзорам, аналитическим обзорам, фактографическим картотекам; единообразная организация справочного аппарата.

Проблемные вопросы обеспечения эффективной работы централизованного электронного отраслевого СИФ, требующие решения – неразвитость методических подходов по учету, хранению и поиску фактографических картотек и чертежно-конструкторской информации. Принципиальное требование к СИФ в части паспортизации организаций и предприятий РКП – совместимость с информационной системой паспортизации организаций и предприятий ОПК, функционирующей в Минпромторге России.

Первоочередные основные направления работ по созданию централизованного электронного отраслевого СИФ РКП:

  • обоснование, разработка требований и основных концептуальных положений функционирования централизованного электронного отраслевого СИФ выполняемых НИОКР, технологических работ, паспортов организаций и предприятий РКП;
  • разработка и практическое внедрение отраслевых нормативных и методических документов, регламентирующих поиск, заказ, получение, сбор, аналитико-синтетическую обработку, накопление, хранение, актуализацию, распространение первичной и вторичной информации выполняемых НИОКР, технологических работ, паспортов организаций и предприятий РКП;
  • постановка и проведение научных исследований по вопросам совершенствования научно-информационной деятельности в РКП, в том числе прогнозно-аналитических исследований, разработки и внедрения новых информационных технологий, технических средств и методов обработки научно-технической (технологической) информации и доступа к ней с учетом требований стандартизации и унификации информационных процессов;
  • организация разработки и разработка реферативных и аналитических обзоров, в том числе по фактически созданному научно-техническому заделу, необходимых для научно-информационного обеспечения деятельности Госкорпорации «Роскосмос», ученых и специалистов РКП;
  • инвентаризация и формирование электронного банка данных первичных источников актуальной информации по НИОКР, технологическим работам, паспортам организаций и предприятий РКП;
  • разработка и опытная эксплуатация программно-математического обеспечения для хранения и релевантного поиска первичных источников информации по НИОКР и технологиям РКП

Выводы

  1. По этапам жизненного цикла (планирование, реализация и научно-техническое сопровождение) обосновано тематическое и организационное единство технологических НИОКР, технологических работ и инвестиционных проектов по реконструкции, техническому перевооружению и новому строительству РКП в обеспечение создания и производства РКТ различного назначения. Проведено доказательство идентификации технологических НИОКР, технологических работ ИП по РиТП организаций как единого мероприятия технологической модернизации и технологического развития (МТМР) с отличающимися способами реализации.
  2. На основе предиктивного анализа и рассмотрения современных проблем технического перевооружения и технологической модернизации РКП обоснована актуальность и сформулированы основные требования к организации и реализации централизованной закупки производственно-технологического оборудования для отрасли.
  3. Сформулированы основные цели и задачи общесистемных работ по планированию и научно-техническому сопровождению производственно-технологической модернизации РКП.
  4. Сформирована полная группа задач общесистемных НИР и услуг по научно-техническому сопровождению технологических НИОКР и ИП по РиТП.
  5. Сформулированы основные направления информационных потоков результатов системного сопровождения развития РКТ различного назначения, необходимые для адекватного планирования и сопровождения инновационного развития РКП.
  6. Для НИОКР и технологических работ действующая федеральная нормативно-методическая и законодательная база является неполной как в части разработки в полном объеме вторичной информации, так и в части учета, обработки, хранения, актуализации и поиска первичной информации.
  7. Обоснована актуальность и необходимость создания и функционирования централизованного электронного отраслевого СИФ РКП выполняемых НИОКР и технологических работ, который представляет собой совокупность тематически взаимосвязанных, технически и аналитически обработанных первичных и вторичных документов, объединенных в единый комплекс, рассредоточенных по единой схеме, позволяющей при помощи многоаспектной информационно-поисковой системы, основанной на использовании современных информационных технологий, быстро находить и выдавать требуемую информацию, обеспечивать управление созданным научно-техническим заделом.
  8. Сформулированы и обоснованы основные направления работ по созданию и функционированию централизованного электронного отраслевого СИФ РКП, а также основные требования к его работе.
  9. Сформулирована постановка задачи развития современных информационно-поисковых систем СИФ, в том числе методических подходов по электронному учету, хранению и поиску фактографических картотек и чертежно-конструкторской информации.

Автор благодарит Чулкова Е.Л. за советы и ряд ценных замечаний при написании части статьи, касающейся взаимосвязи технологических НИОКР и ИП. Результаты статьи в части, касающейся ЦЗО, разработаны совместно с Чулковым Е.Л.

Библиографический список

  1. Друкер Питер Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: Пер. с англ.: – М.: Издательский дом «Вильямс».– 2004. – 272 с.
  2. Кондратенко А.Н. Сопровождение инновационного развития производства и методика определения реализуемости программ по созданию ракетно-космической техники // Вестник «НПО «Техномаш». – 2021. – № 3. – С. 23–39.
  3. Кондратенко А.Н., Олексенко И.А. Особенности планирования технологических НИОКР и капитальных вложений РКП в рамках государственных и федеральных целевых программ // Вестник «НПО «Техномаш». – 2018. – № 5. – С. 12–18.
  4. Кондратенко А.Н. Особенности реализации и предложения по оптимизации капитальных вложений в ракетно-космической промышленности // Вестник «НПО «Техномаш». – 2021. – № 1. – С. 36–41.
  5. Кондратенко А.Н. Технологический аудит и планирование инвестиционных проектов государственных и федеральных целевых программ // Вестник «НПО «Техномаш». – 2021. – № 2(15). – С. 25–33.
  6. Кондратенко А.Н. Оценка состояния и приоритетные направления развития ракетно-космической промышленности // Вестник «НПО «Техномаш». – 2020. – № 2. – С. 21–32.
  7. Кондратенко А.Н. Критерии безопасности ракетно-космической промышленности и особенности формирования перечня промышленных базовых и критических технологий // Вестник «НПО «Техномаш». – 2021. – № 2(15). – С. 34–39.
  8. Николаев В.Д., Лукьянчик В.В., Кондратенко А.Н., Гапоненко О.В., Кузин А.И., Олексенко И.А. Инвентаризация НИОКР и инвестиционных проектов, реализуемых в рамках ФЦП, как инструмент приоритизации программных мероприятий // Вестник «НПО «Техномаш». – 2017. – № 3. – С. 61–65.
  9. Жемердеев О.В., Кондратенко А.Н. Методика определения предельной стоимости разработки и экспертизы обоснований экономической целесообразности реализации инвестиционных проектов с государственным участием // Вестник «НПО «Техномаш». – 2018. – № 7. – С. 16–19.
  10. Кондратенко А.Н., Сафоник И.В., Щеглов А.М. Разработка рационального состава критериев и комплексного показателя оценки эффективности количественного и качественного выполнения государственного оборонного заказа в части капитальных вложений в объекты РКП // Вестник «НПО «Техномаш». – 2020. – № 3. – С. 69–75.
  11. О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения: постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.2013 № 327.
  12. Годовой отчет Госкорпорации «Роскосмос». URL: https://www.roscosmos.ru/22444/ (дата обращения: 01.02.2022). – Текст: электронный.
  13. Об обязательном экземпляре документов: Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ (ред. от 08.06.2020); принят Государственной Думой 23.11.1994.
  14. О едином реестре результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 07.10.2021. № 1705.
  15. Об утверждении Правил управления принадлежащими Российской Федерации правами на РИД, в том числе Правами на РИД, непосредственно связанными с обеспечением обороны и безопасности, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2550.
  16. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы: Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 №203.
  17. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23.08.1996 №127-ФЗ (с изменениями и дополнениями вступил в силу с 01.09.2021); принят Государственной Думой 12.06.1996; одобрен Советом Федерации 07.08.1996.
  18. Власов Ю.В., Панов Д.В., Чурсин А.А. Основы устойчивого инновационного развития наукоемкого сектора экономики: монография под общей редакцией Чурсина А.А. – М.: Экономика.– 2017. – 351 с.
  19. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ: принят Государственной Думой 22.03.2013; одобрен Советом Федерации 27.03.2013.
  20. О принятии и введении общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2) и общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008): приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (ред. от 16.10.2018).

Кондратенко Александр Николаевич – канд. техн. наук, эксперт АО «НПО «Техномаш» им. С.А. Афанасьева». Тел.: 8(495) 689-96-90. E-mail: A.Kondratenko@tmnpo.ru / Kondratenko Aleksandr Nikolaevich - Ph.D. in Engineering Sciences, Expert of JSC «NPO «Technomac» named after S.A. Afanasev». Tel.: 8(495) 689-96-90. E-mail: A.Kondratenko@tmnpo.ru