Роскосмос

Разработка технологии изготовления перспективных деталей из полуфабрикатов из алюминий-скандиевых сплавов для перспективных изделий БРТ и РКТ

УДК 629.7

Разработка технологии изготовления перспективных деталей из полуфабрикатов из алюминий-скандиевых сплавов для перспективных изделий БРТ и РКТ

Development of technology for manufacturing advanced parts from aluminum-scandium alloy semi-finished products for advanced missile and aerospace products

Авторы

Базарова Л.С.

Authors

Bazarova L.S.

Аннотация

Исследованы механические характеристики, возможности формоизменения и свариваемости алюминиевого сплава 1580. Полученные результаты исследования сравнивались с данными наиболее используемых в ракетно-космической промышленности алюминиевых сплавов.

Abstract

The mechanical characteristics, formability and weldability of aluminum alloy 1580 have been investigated. Results of the study were compared with the data obtained from the aluminum alloys most used in aerospace industry.

 

Ключевые слова

алюминиевый сплав, предел текучести, предел прочности, свариваемость

Keywords

aluminum alloys, ultimate strength, yield point, weldability

 

Для решения актуальных задач ракетно-космической техники (РКТ) в части повышения эксплуатационных характеристик (прочностных, ресурсных, коррозионных) требуется улучшение удельных прочностных характеристик конструкционных материалов.

Одним из перспективных направлений является легирование алюминиевых сплавов скандием (рис. 1). В системе Al-Mg добавка скандия в количестве до 0,3 % повышает предел текучести на 120% [1, 2]. Сдерживающим фактором для применения является высокая стоимость лигатуры Al-Sc.

Рис. 1. Влияние малых добавок Sc на предел текучести алюминиевых сплавов

По результатам анализа научно-технической литературы предложено использовать сплав марки 1580 с пониженным содержанием скандия [3].

Для оценки целесообразности использования сплава в силовых корпусных деталях изделий АО «Корпорация «МИТ» проведена оценка технологичности деформируемых полуфабрикатов из сплава 1580. Объектами исследования стали листы толщиной 1, 2,5 и 4,5 мм, а также поковки сложной ковки d=530 мм, h=130 мм.

Сравнительный анализ механических характеристик листового материала показал, что сплав 1580 по прочностным характеристикам не уступает сплавам Д16, 1201 и 1420, при этом обладает высокой пластичностью и ударной вязкостью (рис. 2).

Рис. 2. Механические характеристики листового материала

Для исследования возможностей пластического формообразования листового материала из сплава 1580 проводились испытания на вытяжку, отбортовку отверстий и гибку.

Основным показателем формоизменения при вытяжке является коэффициент вытяжки – возможность «вытянуть» деталь за один переход. Коэффициент рассчитывается как отношение диаметра после вытяжки к диаметру исходной заготовки.

При отбортовке отверстий показателем является коэффициент отбортовки – максимально возможная высота борта без введения между переходами операции отжига для снятия напряжений. Коэффициент рассчитывается как отношение диаметра отбортовки (по средней линии) к диаметру отверстия под отбортовку.

При гибке на угол 90° коэффициентом формообразования является минимальный радиус гибки листового материала.

Рис. 3. Рабочие коэффициенты при пластическом формообразовании листового материала

По результатам испытаний на формообразование – сплав 1580 превосходит сплавы марок Д16, 1201, 1420 (рис. 3).

Также в процессе отработана технология электронно-лучевой сварки (ЭЛС) и аргонодуговой сварки. Коэффициент сварного соединения для сплава 1580 составляет 0,9 как для автоматической аргоннодуговой электрической сварки (ААрДЭС), так и для ЭЛС (табл. 1), что свидетельствует о его хорошей свариваемости.

Таблица 1. Коэффициент работоспособности сварного соединения сплавов при ААрДЭС

Марка сплава

1580

АМг6

1201

1420

σВ. СВВ

0,9

0,9

0,6

0,8

Макростуктура сварных соединений, полученных методами ЭЛС и ААрДЭС, представлена на рис. 4а и 5а, где видно, что зона проплавления при ЭЛС в несколько раз меньше, чем при ААрДЭС. Дефектов макроструктуры в исследуемых образцах не обнаружено.

Изломы сварных образцов макропластичны, образованы срезом. Разрушение образцов прошло по околошовной зоне и по металлу шва.

 

Рис. 4. Макроструктура и излом образцов, полученных ААрДЭС

 

Рис. 5. Макроструктура и излом образцов, полученных ЭЛС

В целях отработки технологии изготовления силовых деталей выбрана деталь «Корпус» (рис. 6). Выбор обусловлен высокой сложностью исполнения: резкие переходы и разнотолщинность различных поверхностей, внутренние сложные полости, отверстия различных диаметров.

 

Рис. 6. Деталь «Корпус»

Сравнение технологии изготовления детали «Корпус» из штатного сплава 1201 и сплава 1580 проводилось по следующим показателям (табл 2).

Таблица 2. Сравнительные показатели изготовления детали «Корпус»

Показатель

«Штатный» сплав 1201

1508

Механическая обработка

Удовлетворительная

Удовлетворительная

Термическая обработка

Трёхкратный стабилизационный отжиг

(Т=100°С, τ=8 ч)

Не требуется

Механические свойства

Напр. вырезки

σв, кгс/мм2

σ0,2, кгс/мм2

δ, %

Напр. вырезки

σв, кгс/мм2

σ0,2, кгс/мм2

δ, %

Д

38

27

7,0

Д

40

28

23

П

36

26

5,0

П

38,5

26

23

В

35

-

2,5

В

38

25

16

Вес детали, кг

4,2

3,9

Для заключения о работоспособности детали при наземной эксплуатации изделия проведены зачетные виброиспытания. Объем зачетных вибропрочностных испытаний в составе сборочной единицы, имитирующих наземную эксплуатацию изделия, выполнен полностью.

  1. Деформируемые полуфабрикаты из сплава 1580 обладают высокой технологичностью при механической обработке, формообразовании и сварке.
  2. Изготовлена силовая деталь «Корпус» из сплава 1580. Вибропрочность детали в составе сборочной единицы при наземной эксплуатации изделия проверена и удовлетворяет требованиям норм прочности.
  3. Внедрение конструкций из сплава 1580 позволит снизить массу детали и сократить трудоемкость изготовления.
  4. В перспективе при увеличении объемов потребления ожидается заметное снижение стоимости полуфабрикатов из сплава 1580, что позволит снизить стоимость детали.

Библиографический список

  1. Авиационные материалы: Справочник в 12 томах. – М.: ВИАМ, 2008. – 263 с.
  2. Добаткин В.И., Дриц М.Е., Топорова Л.С. и др. Основные принципы легирования скандием алюминия и его сплавов // Избранные труды В.И. Добаткина. – М.: ВИЛС, 2001. – С. 306–316.
  3. Беляев С.В. Исследование структуры и свойств новых алюминиевых сплавов, легированных скандием // Сборник тезисов докладов VIII международного конгресса Цветные металлы и минералы – 2016. – 2016. – С. 224–225.

Базарова Лариса Сергеевна – инженер-технолог 1 категории АО «Корпорация «МИТ». Тел.: 8(499) 907-37-74. E-mail: info@corp-mit.ru / Bazarova Larisa Sergeevna – Category 1 Process Engineer of JSC «Corporation «MITT». Tel.: 8(499) 907-37-74. E-mail: info@corp-mit.ru