Роскосмос

Сопровождение инновационного развития производства и методика определения реализации программ по созданию ракетно-космической техники

УДК 629.78:005.591.6

Сопровождение инновационного развития производства и методика определения реализации программ по созданию ракетно-космической техники

Innovative Development Support of Manufacturing and the Methodology for Determining the Implementation of the Aerospace Equipment Engineering Programs

Авторы

Кондратенко А.Н.

Authors

Kondratenko A.N.

Аннотация

Разработаны минимально необходимый и достаточный состав работ по сопровождению инновационного производственно-технологического развития ракетно-космической промышленности в обеспечение создания и производства ракетно-космической техники и методика определения реализуемости программных мероприятий создания и производства ракетно-космической техники по государственным и федеральным целевым программам.

Abstract

The minimum requirement and sufficient list of works has been developed to support the innovative manufacturing and technology development of the aerospace industry to ensure the engineering and manufacturing of the aerospace equipment and a methodology for determining the feasibility of program activities for the engineering and manufacturing of aerospace equipment for State and Federal Target Programs.

Ключевые слова

критерии, методика, технологии, инновационное развитие, программные мероприятия, реализуемость, ракетно-космическая промышленность, ракетно-космическая техника

Keywords

criteria, methodology, technologies, innovative development, program activities, feasibility, aerospace industry, aerospace equipment

Инновационное развитие ракетно-космической техники (РКТ) и ракетно-космической промышленности (РКП) тесно взаимосвязанный и взаимоопределяющий процесс, являющийся целевой задачей, который нуждается в системной организации работ. Стоит отметить, что любой системный инновационный процесс состоит в целенаправленном мониторинге изменений и в системном анализе этих изменений как источнике прогрессивных инновационных преобразований и решений [1].

Актуальной представляется задача системной организации работ по инновационному производственно-технологическому развитию РКП в обеспечение создания и производства РКТ с требуемыми тактико-техническими характеристиками (ТТХ) и технико-экономическими характеристиками (ТЭХ) для решения целевых задач космической деятельности и государственной программы вооружения (ГПВ) [2-6], а также для парирования развития внешних и внутренних угроз деятельности организаций и предприятий РКП [7] – рис 1 (Примечание: на рис.1 данные по аварийности и отказам, а также сведения по состоянию «института» главных технологов получены и систематизированы Райкуновым Г.Г.).

На рис. 2 представлен разработанный автором минимально необходимый и достаточный состав работ по сопровождению инновационного развития РКП в обеспечение создания и производства РКТ, обеспечивающий повышение отдачи на вкладываемые ресурсы в развитие РКТ, введены сокращения и обозначения: БЗ – бюджетная заявка, ГОЗ – государственный оборонный заказ, ГП – государственная программа, ИП – инвестиционный проект, ЛИ – летные испытания, НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, НТЗ – научно-технический задел, НТСопр – научно-техническое сопровождение, ОПК – оборонно-промышленный комплекс, ОЭЦ – обоснование экономической целесообразности, ПКТ и ПБТ – промышленные критические и базовые технологии, РиТП – реконструкция и техническое перевооружение, ТА – технологический аудит, ТЗ – техническое задание, ТЭО - технико-экономическое обоснование.

Рис. 1. Системные проблемы, состояние и организационно-технологическое обеспечение создания и производства изделий РКТ

Рис. 2. Минимально необходимый и достаточный состав работ по сопровождению развития РКП в обеспечение создания и производства РКТ

Необходимость, целесообразность и реализуемость программных мероприятий по инновационному развитию РКП определяются на основе технологического аудита, оценки реализуемости, которые занимают центральное место в программно-целевом планировании и в сопровождении инновационного развития РКП [8] – рис. 2.

Рассмотрим основные положения методики оценки реализуемости программных мероприятий по разработке, созданию, производству (поставкам) и продлению ресурса (ремонту) изделий РКТ в рамках государственных программ и ГОЗ. Суть методики заключается в экспертной количественной и качественной оценке критериев Gkпр, σ реализуемости указанных планируемых или запланированных программных мероприятий. В экспертной оценке участвуют планируемая головная организация-исполнитель программного мероприятия по изделию РКТ и создаваемая для экспертизы рабочая группа экспертов.

Пусть в плановом периоде c n+1 года по N год (где n – текущий год, планируются к реализации программные мероприятия по K изделиям РКТ) рассматриваются отдельно три вида программных мероприятий, по которым оценивается их реализуемость – научно-исследовательские работы (разработка и обоснование изделий РКТ), опытно-конструкторские работы (создание изделий РКТ), производство (поставки) и продление ресурса (ремонт) изделий РКТ.

При разработке номенклатуры и количества основных обобщенных Gikкритериев реализуемости применен принцип Парето [9], утверждающий, что в большинстве случаев подавляющее число параметров и связанных с ними потерь возникает из-за относительно небольшого числа причин. Применительно к задаче выявления критериев (факторов), определяющих реализуемость программных мероприятий, как сложной системы, аналогичной сложной технической или производственной системе, реализуемость определяется на 90–95% шестью-семью технико-экономическими и технологическими факторами. Общая схема решения задачи определения номенклатуры и количества обобщенных Gik  критериев представляется следующим образом:

  • выделяются критерии (методом экспертных оценок), определяющие целевую эффективность;
  • проводится ранжирование критериев по важности для оценок. При этом все критерии, принятые к рассмотрению (1, 2, …, 7 и т.д.), дают в сумме оценку важности, равную 1 или 10 в зависимости от принятой квалиметрической шкалы оценок;
  • строится гистограмма распределения вклада критериев (их важности) типа критерий (рис. 3): (а) – ось абсцисс, важность (w) – ось ординат;
  • строится накопленная гистограмма и кривая Парето (пунктир) (рис. 3).

Можно построить несколько диаграмм Парето, рассматривая проблему с разных точек зрения, используя различные критерии оценки, пока не выявятся немногочисленные существенно важные факторы. Можно на оси ординат вместо важности привести оценки стоимости, оценку проблемы представить в стоимостном выражении. При этом сами оценки будут более эффективными.

Таким образом, определены семь обобщенных критериев реализуемости. Перечень обобщенных Gik и частных gijk критериев, характеризующих уровень промышленной реализуемости программных мероприятий по каждому образцу РКТ, а также методы их определения и бальные оценки gijk, в зависимости от степени соответствия требованиям реализуемости приведены в табл. 1.

Частные gijk критерии получены с использованием метода и диаграмм Исикавы [10], в дополнение к описанному методу Парето, с помощью которых формируется система причинных факторов, которые затем делятся на причинные факторы второго уровня. С помощью статистических методов выявлено количество или номенклатура частных gijk критериев и затем построен «рыбий скелет», где хребтом являются обобщенные Gik критерии, от которого отходят «большие кости» – частные gijk критерии, и от которых могут отходить «малые кости» – критерии более низкого уровня.

Рис. 3. Гистограмма важности (выделена голубым цветом), накопленная гистограмма важности и кривая Парето (пунктир)

 

Задача организации-исполнителя программных мероприятий по РКТ в проведении оценки реализуемости заключается в определении предпочтения (знаком «+») одному из группы альтернативных вариантов качественной оценки рассматриваемых частных gijk критерия применительно к конкретному году реализации программных мероприятий. Оценки проводятся для n-го текущего года и каждого года планового периода – с (n+1) до N года. Для ГОЗ: N= n+3.

Задача рабочей группы экспертов по качественным оценкам (знаком «+») частных gijk критериев, определенных организациями-исполнителями программных мероприятий по РКТ, дать их количественную оценку в соответствии с таблицей 1 и определить по формулам (1), (2) значения обобщенных Gik критериев реализуемости программных мероприятий по каждому образцу РКТ:

 

 

(1)

 

(2)

где i – порядковый номер обобщенных критериев Gik для k-го изделия РКТ; Ji – количество частных критериев, характеризующих i-ый обобщенный критерий.

Реализуемость программных мероприятий по НИР, ОКР или производству (поставкам) и продлению ресурса (ремонту) по k-му изделию РКТ, разрабатываемому или создаваемому в рамках государственных программ и ГОЗ, характеризуется 1 ≤ i I, I=7 обобщенными критериями Gik реализуемости этих мероприятий:

1.  G1k – производственно-технологическая обеспеченность программных мероприятий, которая определяется на основе 1 ≤ jJ1, J1 = 4 частных критериев:

  • g11k – обеспеченность серийного производства (или опытного производства для НИОКР) промышленным оборудованием, которое предназначено для выполнения разнообразных технологических операций (заготовительных, обрабатывающих, термических, сборочных и др.), необходимых для создания или производства изделий РКТ требуемой точности и качества;
  • g12k – обеспеченность экспериментально-испытательной, метрологической базы, характеризующая достаточность экспериментально-испытательных и измерительных технических средств на предприятии, способных определить и подтвердить тактико-технические требования (параметры) конструкторской и технологической документации при разработке и изготовлении сборочных единиц РКТ, изделий РКТ;
  • g13k – технологическая обеспеченность, характеризующая достаточность созданных научно-технических знаний (включая способы и формы их проявления и применения), интеллектуального потенциала, процессов, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при разработке, создании, производстве, эксплуатации и утилизации той или иной финальной продукции по РКТ на каждом из этапов ее жизненного цикла;
  • g14k – обеспеченность реализации инвестиционных проектов в установленные сроки, характеризующая материально-техническую подготовку активных фондов для разработки, создания и производства РКТ. При оценке рассматривается обоснованность установленных сроков выполнения инвестиционных проектов в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, а также полнота учета всех необходимых мероприятий по реконструкции и техническому перевооружению (новому строительству) основных фондов в проектно-сметной документации. Этот критерий оценивается при наличии реализации или планируемых к реализации инвестиционных проектов в рамках бюджетного финансирования по государственным программам или по ГОЗ.

2.           G2k обеспеченность комплектующими, элементной базой, сырьем и материалами, которая определяется на основе 1 ≤ jJ2, J2 = 3 частных критериев:

  • g21k – обеспеченность опытного (для НИОКР), серийного производства или ремонта (мероприятий по продлению ресурса) комплектующими, характеризующая достаточность устройств на основе электромеханических / электронных / микроэлектронных /оптических составляющих (элементов), требуемых при разработке и изготовлении изделий РКТ;
  • g22k – обеспеченность элементной базой;
  • g23k – обеспеченность материалами и сырьем, характеризующая достаточность конструкционных материалов (металлы, неметаллы, композиты) и сырья, в том числе материалов и сырья, подлежащих государственному бронированию для разработки и изготовления изделий РКТ.

3.  G3k– обеспеченность научно-техническими (для НИОКР) и квалифицированными (для производства и ремонта) кадрами, характеризующая для НИОКР наличие в организации в достаточном количестве профессионально подготовленных специалистов, непосредственно участвующих в производстве научных знаний и подготовке научных результатов для практического использования, включая научно-информационную и проектно-конструкторскую деятельность для разработки и изготовления изделий РКТ, а для серийного производства и ремонта характеризующая наличие достаточного количества работников, задействованных в процессе создания изделий РКТ на предприятии и прошедших проверку знаний и навыков в объеме, обязательном для работы (должности), в том числе прошедших профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации.

4.  G4k – готовность кооперации исполнителей и головного исполнителя работ, определяемая на основе 1 ≤ jJ4, J4= 2 частных критериев:

  • g41k – используемый механизм выбора головного исполнителя работ, характеризуемый процедурой проведения конкурсных мероприятий и учета результатов разработки эскизной и рабочей документации на изделие РКТ;
  • g52k – готовность кооперации, характеризующая возможность головной организации-исполнителя работ взаимодействовать с другими организациями для разработки и производства изделий РКТ в установленные сроки с заданными тактико-техническими и технико-экономическими характеристиками.

5.  G5k – финансово-экономическое обеспечение работ, которое определяется на основе 1 ≤ jJ5, J5 = 3 частных критериев:

  • g51k финансовая обеспеченность выполнения плановых заданий, которая характеризует состояние обеспечения финансовыми средствами, выплачиваемыми государственным заказчиком головному исполнителю плановых мероприятий, предназначающимися только для расходов на выполнение ГОЗ и авансирование соответствующих работ;
  • g52k– обоснованность цены работ;
  • g53k – экономическая заинтересованность организации в своевременном и качественном выполнении работ.

6.  G6k – обоснованность разработки, создания или производства изделий с требуемыми характеристиками, которая определяется на основе 1 ≤ jJ6, J6 = 2 частных критериев:

  • g61kобоснованность возможности разработки (для НИР), создания (для ОКР), производства (поставки) изделий с требуемыми технико-экономическими и тактико-техническими характеристиками;
  • g62k – научно-технический задел (для НИОКР), который характеризуется наличием в организации инфраструктуры, оборудования, профессиональных научно-исследовательских кадров, накопленного объема научно-технической информации разработанной и экспериментально проверенной до начала проведения НИОКР.

7.  G7k – обоснованность установленных сроков выполнения работ, оцениваемая с учетом степени новизны работ, экономической заинтересованности организаций (предприятий) в своевременном выполнении работ, потенциальных возможностей организаций и предприятий своевременного выполнения работ и других обстоятельств.

Таблица 1. Оценка организацией и экспертной группой готовности к реализации программных мероприятий ГПВ или проекта ГОЗ по НИР, ОКР или по производству (поставкам) и ремонту (продлению ресурса) изделия РКТ (1<k<K, где k – изделие, К – всего программных мероприятий (изделий) в программном периоде)

п/п

Наименование критерия

Варианты качественных оценок (уровень)

Интервал значений gijk

Определенный организацией (+)

или экспертами (gijk) вариант оценки

годы текущего года – n, планового периода с (n+1) до N года

n

n +1

N

i=1

G1k - производственно-технологическая обеспеченность программных мероприятий

,

 J1 =4.

Достаточная - 9≤G1k<10.

Условно достаточная - 6≤ G1k <9.

Недостаточная - 3≤ G1k <6.

Крайне недостаточная - 0≤ G1k <3

 

 

 

 

1.1

Обеспеченность серийного производства (или опытного производства для НИОКР) промышленным оборудованием

– достаточная

9≤g11k10

 

 

 

 

– условно достаточная (с учетом проведения плановых мероприятий по модернизации технической базы предприятия)

6≤ g11k <9

 

 

 

 

– недостаточная (наряду с плановыми требуется проведение комплекса дополнительных мероприятий по техническому перевооружению предприятия)

3≤ g11k <6

 

 

 

 

– крайне недостаточная и нет реальной возможности для своевременного проведения дополнительных мероприятий по техническому перевооружению предприятия). Существует реальная угроза невыполнения плановых заданий

0≤ g11k <3

 

 

 

 

1.2

Обеспеченность экспериментально- испытательной, метрологической базой

– достаточная

9≤g12k10

 

 

 

 

– условно достаточная учетом выполнения плановых мероприятий по дооснащению базы

6≤ g12k <9

 

 

 

 

– неудовлетворительная, но возможно своевременное проведение необходимых внеплановых мероприятий по дооснащению базы

3≤ g12k <6

 

 

 

 

– неудовлетворительная и необходимые меры по дооснащению не могут быть своевременно реализованы. Существует реальная угроза невыполнения плановых заданий

0≤ g12k <3

 

 

 

 

1.3

Технологическая обеспеченность

– достаточная (необходимые технологии уже использовались в работах)

9≤g13k10

 

 

 

 

– условно достаточная (необходимые технологии разработаны, но на практике еще не использовались)

6≤ g13k <9

 

 

 

 

– недостаточная, но имеется возможность проведения внеплановых мероприятий по доработке технологий

3≤ g13k <6

 

 

 

 

– крайне недостаточная и нет реальной возможности для своевременного проведения дополнительных мероприятий по обеспечению предприятия необходимыми технологиями). Существует реальная угроза невыполнения плановых заданий

0≤ g13k <3

 

 

 

 

1.4

Обеспеченность реализации инвестиционных проектов в установленные сроки

– достаточно высокая

9≤g14k10

 

 

 

 

– удовлетворительная (учтены основные влияющие факторы)

6≤ g14k <9

 

 

 

 

– крайне низкий уровень (недостаточно учтены основные влияющие факторы)

3≤ g14k <6

 

 

 

 

– установленные сроки выполнения инвестиционного проекта не реальны

0≤ g14k <3

 

 

 

 

i=2

G2k - обеспеченность комплектующими, элементной базой, сырьем и материалами

 J2 =3.

Достаточная - 9≤G2k< 10.

Условно достаточная – 6≤ G2k < 9.

Недостаточная, закупки в ближнем зарубежье - 4≤ G2k <6.

Недостаточная, закупки в дальнем зарубежье - 3≤G2k<4.

Крайне недостаточная - 0≤ G2k <3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1

Обеспеченность опытного (для НИОКР) или серийного

 производства комплектующими

- достаточно полная

9≤g21k10

 

 

 

 

- условно достаточная (предусмотрены и имеется возможность реализовать плановые закупки)

6≤ g21k <9

 

 

 

 

– недостаточная, но имеется возможность обеспечить при организации закупок в странах ближнего зарубежья

4≤ g21k <6

 

 

 

 

– недостаточная, но имеется возможность обеспечить при организации закупок в странах дальнего зарубежья

3≤ g21k <4

 

 

 

 

– крайне недостаточная и необходимые меры не могут быть своевременно реализованы. Существует реальная угроза невыполнения плановых заданий

0≤ g21k <3

 

 

 

 

2.2

Обеспеченность элементной базой

– достаточно полная

9≤g22k10

 

 

 

 

– недостаточная, но имеется возможность обеспечить за счет плановых закупок

6≤ g22k <9

 

 

 

 

– недостаточная, но имеется возможность обеспечить при организации закупок в странах ближнего зарубежья

4≤ g22k <6

 

 

 

 

– недостаточная, но имеется возможность обеспечить при организации закупок в странах дальнего зарубежья

3≤ g22k <4

 

 

 

 

– крайне недостаточная и необходимые меры не могут быть своевременно реализованы. Существует реальная угроза невыполнения плановых заданий

0≤ g22k <3

 

 

 

 

2.3

Обеспеченность материалами и сырьем

– достаточно полная

9≤ g23k10

 

 

 

 

– условно достаточная (предусмотрены и имеется возможность реализовать плановые закупки)

6≤ g23k <9

 

 

 

 

– недостаточная, но имеется возможность обеспечить при организации закупок в странах ближнего зарубежья

4≤ g23k <6

 

 

 

 

– недостаточная, но имеется возможность обеспечить при организации закупок в странах дальнего зарубежья

3≤ g23k <4

 

 

 

 

– крайне недостаточная и необходимые меры не могут быть своевременно реализованы. Существует реальная угроза невыполнения плановых заданий

0≤ g23k <3

 

 

 

 

i=3

G3k - обеспеченность научно-техническими (для НИОКР) и квалифицированными (для производства и ремонта) кадрами

– достаточная

9 g31k10

 

 

 

 

– условно достаточная (с учетом выполнения плановых мероприятий, обеспечивающих решение кадровых проблем)

6≤ g31k <9

 

 

 

 

– неудовлетворительная, но не исключается возможность своевременно разрешить кадровые проблемы

3≤ g31k <6

 

 

 

 

– крайне неудовлетворительная и кадровые проблемы своевременно не могут быть разрешены. Существует реальная угроза невыполнения плановых заданий

0≤ g31k <3

 

 

 

 

i=4

G4k - Готовность кооперации исполнителей и головного исполнителя работ

J4 =2.

Достаточная - 9≤G4k< 10.

Условно достаточная - 6≤ G4k < 9.

Недостаточная - 3≤ G4k <6.

Крайне недостаточная - 0≤ G4k <3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.1

Используемый механизм выбора головного исполнителя работ

– исполнитель назначен без конкурса по результатам разработки эскизного проекта и рабочей документации на изделие РКТ.

9≤g41k10

 

 

 

 

– определяется по результатам конкурса с учетом результатов эскизного проектирования изделия РКТ

3≤ g41k <9

 

 

 

 

– определяется по результатам конкурса

0≤ g41k <3

 

 

 

 

4.2

Готовность кооперации

- высокая. Кооперация по направлению предполагаемых основных работ устоялась

9≤g42k10

 

 

 

 

– условно удовлетворительная. Кооперация по направлению основных работ находится в стадии формирования

6≤ g42k <9

 

 

 

 

– низкая, но для выполнения основных работ еще имеется возможность своевременно сформировать кооперацию

3≤ g42k <6

 

 

 

 

– крайне низкая и своевременно сформировать кооперацию невозможно. Существует реальная угроза невыполнения плановых заданий

0≤ g42k <3

 

 

 

 

i=5

G5k - Финансово-экономическое обеспечение работ

J5 =3.

Достаточное - 9≤G5k< 10.

 Условно достаточное - 6≤ G5k < 9.

Недостаточное - 3≤ G5k <6.

Крайне недостаточное - 0≤ G5k  <3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.1

Финансовая обеспеченность выполнения плановых заданий

– высокая. Планируемыми ассигнованиями работы обеспечены на100%

9≤g51k10

 

 

 

 

– условно удовлетворительная. Планируемыми ассигнованиями работы обеспечены на уровне70–90%, имеется также возможность привлечения других источников финансового обеспечения.

6≤ g51k <9

 

 

 

 

– низкая. Планируемыми ассигнованиями работы обеспечены на уровне ниже -70%. Выполнение плановых заданий может быть осуществлено лишь при своевременном привлечении других источников финансового обеспечения

3≤ g51k <6

 

 

 

 

– крайне низкая. Планируемых ассигнований для выполнения плановых заданий недостаточно и отсутствует возможность привлечения других источников финансового обеспечения. Существует реальная угроза срыва выполнения плановых заданий

0≤ g51k <3

 

 

 

 

5.2

Обоснованность цены работ

– установленная цена работ достаточно обоснована

9≤g52k10

 

 

 

 

– установленная цена работ занижена в пределах 10 – 20%

6≤ g52k <9

 

 

 

 

– установленная цена работ занижена в пределах 20 – 30%

3≤ g52k <6

 

 

 

 

– установленная цена работ занижена более чем на 30 %

0≤ g52k <3

 

 

 

 

5.3

Экономическая заинтересованность организации в своевременном и качественном выполнении работ

– высокая

9≤g53k10

 

 

 

 

– невысокая (условно достаточная с учетом перспективы реализации существующих плановых документов и принятых решений

6≤ g53k <9

 

 

 

 

– низкая, необходимо проведение мероприятий, дополнительных к предусмотренным существующим плановым документам и принятым решениям

3≤ g53k <6

 

 

 

 

– критическая (практически нет возможности своевременно реализовать необходимые меры для разрешения проблемы)

0≤ g53k <3

 

 

 

 

i=6

G6k - Обоснованность разработки, создания или производства изделий с требуемыми характеристиками

 

J6 =2.

Достаточная - 9≤G6k< 10.

 Условно достаточная - 6≤ G6k < 9.

Недостаточная - 3≤ G6k <6.

Крайне недостаточная - 0≤ G6k <3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.1

Обоснованность возможности разработки (для НИР), создания (для ОКР), производства (поставки) изделий с требуемыми технико-экономическими и тактико-техническими характеристиками

– достаточная

9≤g61k10

 

 

 

 

– удовлетворительная

6≤ g61k <9

 

 

 

 

– крайне низкий уровень (недостаточно исследованы и учтены основные технико-экономические, технические и технологические влияющие факторы)

3≤ g61k <6

 

 

 

 

– возможности обеспечения заданных технико-экономических и тактико-технических характеристик изделий в серийном или опытном (для НИОКР) производстве не оценивались. Существует реальная угроза невыполнения плановых заданий

0≤ g61k <3

 

 

 

 

6.2

Научно-технический задел (для НИОКР)

– высокий (проводились исследования или разработка образцов-аналогов)

9≤g62k10

 

 

 

 

– удовлетворительный (проводились исследования в обоснование типовых образцов – для НИР, проводилась разработка типовых образцов – для ОКР)

6≤ g62k <9

 

 

 

 

– крайне низкий (проводились лишь фундаментально-поисковые исследования - для НИР или лишь НИР по отдельным проблемам – для ОКР

3≤ g62k <6

 

 

 

 

– отсутствует. Существует реальная угроза невыполнения НИР или ОКР

0≤ g62k <3

 

 

 

 

i=7

G7k - Обоснованность установленных сроков выполнения работ

– достаточно высокая

9≤g71k10

 

 

 

 

– удовлетворительная (исследованы и учтены основные влияющие факторы)

6≤ g71k <9

 

 

 

 

– крайне низкий уровень (недостаточно исследованы и учтены основные влияющие факторы)

3≤ g71k <6

 

 

 

 

– сроки выполнения плановых заданий не реальны

0≤ g71k <3

 

 

 

 

По результатам оценок по формулам (3), (4) или по формулам (5), (6) вычисляется комплексный критерий Gkпр готовности организации-исполнителя к реализации программных мероприятий по k-му изделию РКТ по НИР, ОКР, производству или продлению ресурса:

 

(3)

 

(4)

где: – весовой коэффициент обобщенного критерия Gik, который определяется по табл. 2, полученной экспертным способом, с применением ранее описанного принципа Парето [9] для современного этапа развития РКП, разработки, создания и производства РКТ.

Таблица 2. Весовые коэффициенты обобщенных критериев Gik

Номер i обобщенного критерия

Обобщенный критерий Gik при оценке готовности организации к реализации программных мероприятий

Весовой коэффициент обобщенного критерия Gik для НИР и ОКР

Весовой коэффициент обобщенного критерия Gik для серийного производства и продления ресурса (ремонта)

1

G1k  – производственно-технологическая реализуемость предложений

0,1

0,2

2

G2k – обеспеченность комплектующими, элементной базой, сырьем и материалами

0,1

0,2

3

G3k – обеспеченность научно-техническими (для НИОКР) и квалифицированными (для серии и ремонта) кадрами

0,2

0,15

4

G4k – готовность кооперации исполнителей и головного исполнителя работ

0,15

0,1

5

G5k – финансово-экономическое обеспечение работ

0,15

0,1

6

G6k – обоснованность создания или производства  изделий с требуемыми характеристиками

0,2

0,15

7

G7k – обоснованность установленных сроков выполнения работ

0,1

0,1

Для случая, когда все частные обобщенные критерии имеют одинаковую важность:

 

, для 1≤ i ≤ I

(5)

 

(6)

На основе результатов проведенных оценок готовности организаций по комплексным критериям Gk формируется суждение об уровне готовности (обеспеченности) организаций к реализации программных мероприятий для изделия k по НИР, ОКР или серийному производству и продлению ресурса РКТ:

  • при Gk≥0,8 – высокая степень готовности (обеспеченности) организации к реализации программного мероприятия по k изделию РКТ;
  • при 0,6≤Gk<0,8 – средняя степень готовности (может потребоваться проведение запланированных программных мероприятий) по k изделию РКТ;
  • при 0,4≤Gk<0,6 – низкая степень готовности (необходимо проведение внеплановых мероприятий для обеспечений реализации организацией запланированных программных мероприятий) по k изделию РКТ;
  • при Gk<0,4 – очень низкая степень готовности (требуется корректировка запланированных программных мероприятий) по k изделию РКТ.

По частным критериям gijk < 3 выявляются проблемы готовности организации. В случае, когда по какому-либо частному критерию экспертной группой будет поставлена нулевая оценка (gijk = 0), программное мероприятие оценивается как нереализуемое в виде неготовности (необеспеченности) организации к его реализации.

Далее экспертной группой по всей совокупности 1 ≤ kK образцов РКТ проводится комплексная оценка  готовности в части НИР, ОКР, производства и продления ресурса (ремонта) РКП для реализации отраслевого пакета программных мероприятий по РКТ. На основе определённых значений обобщенных критериев Gik для всей совокупности образцов РКТ по формуле (7) определяются интегральные критерии  реализуемости. Интегральная комплексная оценка  готовности РКП к реализации отраслевого пакета программных мероприятий определяется по формуле (8):

 

(7)

 

(8)

 

На основе результатов оценок, проведенных по формулам (7) и (8), формируется комплексная прогнозная оценка степени готовности РКП к реализации всех программных мероприятий по разработке, созданию, производству и продлению ресурса изделий РКТ:

  • при ≥0,8 – высокая степень реализуемости программных мероприятий по РКТ;
  • при 0,6≤ <0,8 – средняя степень реализуемости программных мероприятий по РКТ (может потребоваться проведение запланированных программных мероприятий);
  • при 0,4≤ <0,6 – низкая степень реализуемости программных мероприятий по РКТ (необходимо проведение внеплановых мероприятий для обеспечения реализации РКП запланированных программных мероприятий);
  • при < 0,4 – очень низкая степень реализуемости программных мероприятий по РКТ (требуется корректировка запланированных программных мероприятий).

Проведенная комплексная оценка является достаточно полной характеристикой готовности РКП к реализации программных мероприятий по разработке, созданию, производству и продлению ресурса РКТ по всей совокупности качественных и количественных критериев, а также позволяет разрабатывать предложения по внесению изменений в программные мероприятия на планируемый период в части устранения выявленных скрытых трудно разрешаемых проблем реализации мероприятий по НИОКР, поставкам и мероприятиям по продлению ресурса изделий РКТ. Результаты комплексной оценки реализуемости по РКТ позволяют разрабатывать предложения в части технологических, общесистемных НИОКР и капитального строительства, обеспечивающих определение и создание условий, позволяющих достичь цели основных мероприятий по разработке, созданию, производству или продлению ресурса РКТ более эффективным путем.

При проведении комплексной оценки реализуемости программных мероприятий по РКТ для последующего упреждающего планового решения проблемных вопросов также формируются перечни по направлениям:

научно-технических проблем:

  • создания конструкции изделия и его составных частей,
  • обеспечения качества и надежности,
  • унификации и стандартизации,
  • разработки и наличия необходимых конструкционных материалов,
  • обеспечения подтверждения требуемых ТТХ,
  • обеспечения достижения требуемых ТТХ,
  • обеспечения необходимого научно-технического задела,
  • информационного обеспечения;

технико-экономических проблем:

  • сохранения и развития экспериментально-испытательной и метрологической базы,
  • технологической обеспеченности разработки (производства) изделий и деталей сборочных единиц РКТ,
  • сохранения, оптимизации и обновления основных производственных фондов, в том числе реализации и ввода в строй объектов реконструкции и технического перевооружения и нового строительства,
  • ресурсного, финансово-экономического и кадрового обеспечения,
  • загрузки и диверсификации организаций и предприятий РКП;

нормативно-правовых и организационных проблем:

  • организации и управления процессом размещения и реализации ГОЗ,
  • информационного обеспечения участников реализации ГОЗ,
  • ценообразования, финансирования, ресурсного обеспечения,
  • планирования инвестиционных проектов и НИОКР,
  • внедрения результатов выполненных работ.

Выводы

1.Разработан по сопровождению инновационного производственно-технологического развития РКП в обеспечение разработки, создания и производства РКТ в рамках НИОКР и серийного производства. На основе предложенного подхода целесообразно формировать состав, цели и задачи общесистемных работ по сопровождению и разработке программных мероприятий государственных программ и ГОЗ в части производственно-технологического развития организаций и предприятий РКП. Показана необходимость совместного мониторинга и прогноза производственно-технологического развития РКП и проектно-конструкторских разработок и производства РКТ, как исходных данных для правильного планирования производственно-технологического развития РКП, а также для взаимозависимых процессов.

Направления целей и задач общесистемных работ по сопровождению инновационного производственно-технологического развития РКП предопределено исторически сложившейся и успешно реализуемой более 60 лет кооперацией головных организаций и организацией совместных работ программно-целевого планирования и научно-технического сопровождения программ – любые космические проекты и программы анализируются, оцениваются и проходят независимую экспертизу по основным направлениям [11]:

  • техническая и функциональная новизна, принимаемые проектно-конструкторские решения – головная организация АО «ЦНИИмаш»;
  • производственно-технологические возможности, производственно-технологическая реализуемость – ФГУП «НПО «Техномаш»;
  • экономическая эффективность и бюджетная целесообразность – АО «Организация «Агат».

При этом к работам в качестве кооперации исполнителей работ привлекаются другие головные научно-исследовательские организации (ГНИО), организации и предприятия РКП, предполагается взаимообмен информацией ГНИО между собой и другими организациями и предприятиями РКП.

2.Разработана методика определения производственно-технологической реализуемости программных мероприятий создания и производства РКТ по государственным и федеральным целевым программам. На основе метода Парето минимизации и ограниченного числа причин, определяющих целевые параметры и связанные с ними потери исследуемых сложных систем [9], а также на основе метода и диаграмм Исикавы [10] определен минимально необходимый перечень семи обобщенных Gik критериев и частных gijkкритериев, характеризующих уровень промышленно-технологической реализуемости программных мероприятий по каждому образцу РКТ.

Основные обобщенные Gikкритерии реализуемости:

  • производственно-технологическая реализуемость программных мероприятий;
  • обеспеченность комплектующими, элементной базой, сырьем и материалами;
  • обеспеченность научно-техническими (для НИОКР) и квалифицированными (для производства и ремонта) кадрами;
  • готовность кооперации исполнителей и головного исполнителя работ;
  • финансово-экономическое обеспечение работ;
  • обоснованность разработки, создания или производства изделий с требуемыми характеристиками;
  • обоснованность установленных сроков выполнения работ.

3.Предложен метод комплексной прогнозной оценки степени готовности РКП к реализации всех программных мероприятий по разработке, созданию, производству и продлению ресурса изделий РКТ.

Библиографический список

  1. Друкер Питер Ф. Задачи менеджмента в XXI веке.: Пер. с англ.: – М.: Вильямс. 2004. – 272 с.
  2. Кондратенко А.Н., Олексенко И.А. Особенности планирования технологических НИОКР и капитальных вложений РКП в рамках государственных и федеральных целевых программ // Вестник «НПО «Техномаш». – 2018. – № 5. – С. 12–18.
  3. Кондратенко А.Н., Олексенко И.А. Методические подходы рассмотрения и отбора мероприятий по реконструкции и техническому перевооружению предприятий и технологическим НИОКР для включения в программные мероприятия ГП и ФЦП в части производственно-технологического развития РКП // Вестник «НПО «Техномаш». – 2019. – № 9. – С. 19–27.
  4. Николаев В.Д., Лукьянчик В.В., Кондратенко А.Н., Гапоненко О.В., Кузин А.И., Олексенко И.А. Инвентаризация НИОКР и инвестиционных проектов, реализуемых в рамках ФЦП, как инструмент приоритизации программных мероприятий // Вестник «НПО «Техномаш». – 2017. – № 3. – С. 61–65.
  5. Кондратенко А.Н. Оценка состояния и приоритетные направления развития ракетно-космической промышленности // НТЖ «Вестник «НПО «Техномаш». – 2020. – № 2. – С. 21–32.
  6. Кондратенко А.Н. Оценка состояния и приоритетные направления развития ракетно-космической промышленности // НТЖ «Вестник «НПО «Техномаш». – 2020. – № 2. – С. 21–32.
  7. Кондратенко А.Н. Критерии безопасности ракетно-космической промышленности и особенности формирования перечней промышленных базовых и критических технологий // НТЖ «Вестник «НПО «Техномаш». – 2021. – № 2. – С. 24–39.
  8. Кондратенко А.Н. Технологический аудит и планирование инвестиционных проектов государственных и федеральных целевых программ // НТЖ «Вестник «НПО «Техномаш». – 2021. – № 2. – С. 25–33.
  9. Парето В. Учебник политической экономии: пер. с фр. / В.Парето; предисловие В.С. Автономова – 2-е изд. – М.: РИОР ИНФРА-М. – 2018. – 592 с.
  10. Исикава Каору. Японские методы управления качеством. – М.: Экономика.– 1988 – 199 с.
  11. Кондратенко А.Н., Олексенко И.А., Панов Д.В. О новых подходах и о роли головных научно-исследовательских организаций по планированию и сопровождению реализации государственных и федеральных целевых программ в части производственно-технологического развития ракетно-космической промышленности // НТЖ «Вестник «НПО «Техномаш». – 2018. – № 6. – С. 4–9.

Кондратенко Александр Николаевич – канд. техн. наук, эксперт ФГУП «НПО «Техномаш» им. С.А. Афанасьева. Тел.: 8(495) 689-96-90. E-mail: A.Kondratenko@tmnpo.ru / Kondratenko Aleksandr Nikolaevich – Ph.D. in Engineering Sciences, Expert of FSUE «NPO «Technomac» named after S.A. Afanasev. Tel.: 8(495) 689-96-90. E-mail: A.Kondratenko@tmnpo.ru