Роскосмос

Проблемные вопросы проведения входного контроля материалов и покупных (комплектующих) изделий

УДК 658.51

Проблемные вопросы проведения входного контроля материалов и покупных (комплектующих) изделий

Problem Topics of the Incoming Inspection of Materials and Purchased (Components) Products

Авторы

Лобанов А.В., Жуков В.В., Круглова Ю.В.

Authors

Lobanov A.V., Zhukov V.V., Kruglova Iu.V.

Аннотация

Статья посвящена проблемным вопросам проведения входного контроля материалов, полуфабрикатов и покупных (комплектующих) изделий: малого объёма закупаемой продукции, единичного характера закупки покупных изделий, документального оформления подтверждения соответствия на продукцию, закупаемую у поставщиков, не связанных с выполнением гособоронзаказа.

Abstract

The article is devoted to the problem topics of the incoming inspection carrying out for the materials, semi-finished products and purchased products (component parts): a small volume of purchased products, a single nature purchase of purchased products, documentary confirmation of conformity for products purchased from suppliers not related to the implementation of the State Defense Order.

Ключевые слова

верификация, входной контроль, закупаемая продукция, материалы, полуфабрикаты, покупные (комплектующие) изделия

Keywords

verification, incoming inspection, purchased products, materials, semi-finished products, purchased products (component parts)

Спецификой продукции ФГУП «НПО «Техномаш» (далее – Предприятие) является её производственно-техническое назначение. Определение продукции дано в ГОСТ 15.000-2016 «Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП). Основные положения»: «Продукция производственно-технического назначения – это продукция для использования в качестве средств промышленного и сельскохозяйственного производства». Особенностью производства подобного рода продукции является использование материалов, полуфабрикатов (П/Ф) и покупных (комплектующих) изделий (ПКИ) общепромышленного производства и назначения (далее – закупаемая продукция), в том числе импортного производства, составляющих значительную часть покупных изделий.

Приобретение закупаемой продукции осуществляется Предприятием в соответствии с Федеральным законом [1]. При этом к закупаемой продукции, если она не попадает под действие технических регламентов (ТР ТС) или не входит в Перечни, утверждённые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 (далее – Перечни), могут не предъявляться требования, характерные для оборонной продукции, в части обязательного подтверждения соответствия.

Требования по порядку проведения входного контроля закупаемой продукции установлены в ГОСТ 24297–2013 «Верификация закупленной продукции. Основные положения» и ГОСТ РВ 0015–308–2017 «Система разработки и постановки на производство военной техники. Входной контроль изделий. Основные положения».

ГОСТ 24297 устанавливает, что на верификацию представляют продукцию, принятую уполномоченным лицом поставщика, вместе с сопроводительной документацией, удостоверяющей ее качество (сертификатом, паспортом, удостоверением о качестве и т. д.), оформленной в установленном порядке.

ГОСТ РВ 0015–308 устанавливает, что одной из задач входного контроля является проверка наличия сопроводительной (эксплуатационной) документации на изделия (руководство по эксплуатации, формуляры, паспорта, этикетки, сертификаты и др.), установленной требованиями ГОСТ 2.610, ГОСТ РВ 0002–601, а также документов о качестве, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации (заявления о соответствии оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, требованиям государственного заказчика государственного оборонного заказа согласно [2], документа о подтверждении соответствия требованиям технических регламентов согласно [3] и др.).

Федеральным законом [4] установлено, что обязательными требованиями наряду с требованиями технических регламентов являются требования, установленные государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и (или) государственными контрактами (договорами). Однако поставщиками закупаемой продукции общепромышленного применения в большинстве случаев являются организации, не участвующие в выполнении государственного оборонного заказа, работающие на коммерческий рынок. И их продукция может не попадать под действие технических регламентов и не входить в Перечни, для продукции, на которую не имеется технических регламентов, но которая подлежит обязательному подтверждению соответствия.  

Как следствие, от таких поставщиков закупаемая продукция может поступать на Предприятие без комплекта документации, подтверждающей соответствие. Это происходит по следующим причинам:

  • поставщик является посредником, реализующим на территории Российской Федерации импортную продукцию, и у него отсутствуют подлинники документации изготовителя, подтверждающие соответствие;
  • поставщик ссылается на положение Федерального закона [4] (статья 23), устанавливающее, что обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента, а, поскольку на поставляемую продукцию не распространяются требования технических регламентов, она не подлежит обязательному подтверждению соответствия;
  • поставщик ссылается, что его продукция не включена в Перечни и не подлежит обязательному подтверждению соответствия.

В некоторых случаях из этой ситуации можно выйти, получив заключение от Всероссийского научно-исследовательского института стандартизации на перечень закупленных материалов, П/Ф и ПКИ, что указанная продукция не подлежит обязательному подтверждению соответствия. В большинстве случаев приходится искать согласованное решение, что поставщик предоставит документы по подтверждению соответствия.

Чтобы исключить подобные моменты, при заключении договоров на поставку материалов, П/Ф и ПКИ в конкурсную документацию и в их условия целесообразно включать требования по подтверждению соответствия поставляемой продукции в любом сочетании:

  • наличие сертификатов соответствия или деклараций о соответствии на продукцию, на которую имеются ТР ТС или включённую в Перечни;
  • наличие документов о добровольной сертификации продукции;
  • наличие сопроводительной и/или эксплуатационной документации на продукцию (руководства по эксплуатации, формуляры, паспорта, этикетки, свидетельства о приёмке, свидетельства об утверждении типа и т.д.), установленной требованиями нормативной документации, с отметками служб технического контроля организаций-изготовителей о приёмке продукции;
  • наличие документов, подтверждающих соответствие приобретаемой продукции установленным требованиям, заверенных соответствующими подписями и печатями, если продукция (включая комплектующие изделия межотраслевого применения) приобретается у организаций-посредников, реализующих в т.ч. импортную продукцию.

Также в конкурсную документацию и в условия контрактов (договоров) на поставку продукции целесообразно включать требования о гарантийных обязательствах поставщиков на срок не менее одного года с момента установки ПКИ в продукцию Предприятия. Это необходимо, чтобы в процессе отработки продукции Предприятия и всего цикла её испытаний, покупные изделия, входящие в её состав, находились в рамках гарантийных сроков.

Таким образом, если поставщик соглашается с условиями по подтверждению соответствия его продукции, установленными в конкурсной документации и в условиях договора на поставку, то требования по наличию документов о подтверждении соответствия будут являться легитимными.

Особую проблему представляют покупные изделия импортного производства. В Российской Федерации их реализуют либо официальные дилеры, либо посредники. Как правило, ни у дилеров, ни у посредников нет подлинников документов, подтверждающих качество продукции. И при этом также отсутствует техническая документация, в которой устанавливается порядок проверок и испытаний. Всё это создаёт дополнительные трудности при проведении процедуры входного контроля.

Необходимо отметить, что большую часть продукции Предприятия составляют изделия единичного (разового) изготовления. Соответственно, значительную часть покупных изделий составляют изделия, закупаемые разово, что создаёт особые трудности при проведении входного контроля, т.к. в соответствии с требованиями ГОСТ РВ 0015–308 должны быть оборудованы рабочие места для проведения входного контроля. Создание рабочего места, его оснащение необходимым оборудованием, разработка технической документации на проведение контроля параметров закупаемой продукции для проведения единичной операции по проверке характеристик покупного изделия является невыгодным с экономической точки зрения.

В сложившихся условиях выполнение задачи по входному контролю разово закупаемой продукции целесообразно проводить по двум вариантам:

  1. В соответствии с подпунктом 8.4.2.18 ОСТ 134-1028 с изм. 1 при проверке качества закупленной и поставленной продукции признавать результаты приемо-сдаточного контроля (испытаний) качества, проводимого поставщиком.
  2. Включать в условия контрактов (договоров) на закупку продукции требования по проведению входного контроля на предприятиях-поставщиках, как это допускается ГОСТ 24297 и ГОСТ 0015–308.

Проведение входного контроля по первому варианту актуально для закупаемой продукции импортного производства, т.к. разработка инструкций по входному контролю и установление объёма проверок, порядка их проведения в большинстве случаев является затруднительными. Поскольку у организаций-посредников или официальных дилеров зарубежных фирм – изготовителей закупаемой продукции, как правило, отсутствует техническая документация на закупаемую продукцию, устанавливающая объёмы, порядок и последовательность проведения проверок при проведении оценки соответствия. И разработка инструкций по входному контролю с установлением объёма проверок становится практически не реализуемой.

По второму варианту входной контроль может быть организован, если закупаемая продукция поставляется непосредственно предприятием-изготовителем. В этом случае предприятие-поставщик информирует Предприятие о том, что закупаемая продукция изготовлена, прошла технический контроль и готова к предъявлению на входной контроль. На предприятие-поставщик направляются работники ОТК, которые проводят необходимые проверки в соответствии с техническими условиями (ТУ) на закупаемую продукцию (под ТУ понимаются технические условия, разработанные по ГОСТ 2.114–2016, и иная техническая документация, устанавливающая необходимый и достаточный объём проверок (испытаний) для подтверждения соответствия закупаемой продукции). После чего закупаемая продукция считается прошедшей входной контроль и отправляется на Предприятие в таре, опломбированной пломбами ОТК.

Проблемными являются вопросы входного контроля материалов отечественного производства, учитывая малые объёмы их закупок Предприятием. Как следствие, рабочее место, оборудованное, например, рентгенофлуоресцентным анализатором химического состава металлов и разрывной машиной для проверки механических свойств металлов, будет использоваться со значительными перерывами, до 2–3 месяцев и более. При этом стоимость разрывной машины превышает один миллион рублей, а рентгенофлуоресцентного анализатора – 2,5 миллиона рублей.

Выходом из такой ситуации может служить допускаемое ГОСТ РВ 0015–308 привлечение сторонних организаций, аккредитованных на право проведения соответствующих проверок и испытаний. Например, в I квартале 2021 года стоимость проведения анализа химического состава и механических свойств партии образцов не превышала 10 000 рублей. Таким образом, после проведения анализа объёмов закупок материалов Предприятием возможен выбор варианта проведения входного контроля с привлечением сторонних организаций, имеющих аккредитацию на право проведения анализа химического состава и механических свойств металлических и не металлических материалов.

Таким образом, можно сформулировать основные проблемные вопросы при проведении входного контроля закупаемой продукции:

  • единичный (разовый) характер создаваемой продукции Предприятия, отсутствие устоявшегося производства, что предопределяет отсутствие устоявшейся номенклатуры закупаемой продукции;
  • малые объёмы закупаемой продукции, что делает закупку и внедрение контрольно-проверочного и испытательного оборудования для проведения входного контроля экономически невыгодными, т.к. данное оборудование будет простаивать большую часть времени без использования по назначению;
  • труднореализуемость создания рабочих мест для проведения входного контроля, т.к. рабочие места фактически будут разовыми вследствие единичного (разового) приобретения ПКИ для комплектации продукции Предприятия.

Следовательно, оптимальными методами проведения входного контроля в конкретных условиях деятельности Предприятия являются:

  1. Признание результатов приемо-сдаточного контроля (испытаний) качества, проводимого поставщиком закупаемой продукции, подтвержденных документально – сертификатами соответствия или декларациями о соответствии, документами о добровольной сертификации, сопроводительной или эксплуатационной документацией с отметками служб технического контроля организаций-изготовителей о приёмке продукции или иной документацией, установленной действующими нормативно-техническими документами.
  2. Проведение входного контроля на предприятиях-поставщиках в соответствии с условиями, установленными в конкурсной документации и контрактах (договорах) на поставку закупаемой продукции.

Библиографический список

  1. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ: принят Государственной Думой 08.07.2011: одобр. Советом Федерации 13.07.2011.
  2. Об утверждении формы заявления о соответствии оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, требованиям государственного заказчика государственного оборонного заказа, порядка его заполнения и регистрации: приказ Министра обороны Российской Федерации от 16.01.2013 № 6.
  3. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ: принят Государственной Думой 04.07.2008: одобр. Советом Федерации 11.07.2008.
  4. О техническом регулировании. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ: принят Государственной Думой 15.12.2002: одобр. Советом Федерации 18.12.2002.

Лобанов Андрей Владимирович – главный специалист ФГУП «НПО «Техномаш» имени С.А. Афанасьева. Тел. 8(495) 689-95-36, доб. 97-08. E-mail: a.lobanov@tm.fsa / Lobanov Andrei Vladimirovich – Principal specialist of FSUE «NPO «Technomac» named after S.A. Afanasev. Tel.: 8(495) 689-95-36, ext. 97-08. E-mail: a.lobanov@tm.fsa

Жуков Владимир Владимирович – руководитель направления ФГУП «НПО «Техномаш» имени С.А. Афанасьева. Тел.: 8(495) 689-95-94, доб. 23-93. E-mail: V.Zhukov@tmnpo.ru / Zhukov Vladimir Vladimirovich – Area Head of FSUE «NPO «Technomac» named after S.A. Afanasev. Tel.: 8(495) 689-95-94, ext. 23-93. E-mail: V.Zhukov@tmnpo.ru

Круглова Юлия Васильевна – специалист ФГУП «НПО «Техномаш» имени С.А. Афанасьева. Тел.: 8(495) 689-95-55, доб. 95-55. E-mail: yuliya-frolova-1987@mail.ru / Kruglova Iulia Vasilevna – Specialist of FSUE «NPO «Technomac» named after S.A. Afanasev. Tel.: 8(495) 689-95-55, ext. 95-55. E-mail: yuliya-frolova-1987@mail.ru