Роскосмос

Технологический аудит и планирование инвестиционных проектов государственных и федеральных целевых программ

УДК 658.562.3

Технологический аудит и планирование инвестиционных проектов государственных и федеральных целевых программ

Process audit and planning of investment projects of state and federal target programs

Авторы

Кондратенко А.Н.

Authors

Kondratenko A.N.

Аннотация

Разработана методика проведения технологического аудита производств предприятий ракетно-космической промышленности и отбора первоочередных новых инвестиционных проектов, необходимых для обеспечения безусловного выполнения целевых задач государственных программ, основанная на объективных критериях оценки производства этих предприятий

Abstract

The strategy of carrying out process audit of aerospace industry enterprises and selection of priority new investment projects required to ensure unconditional fulfillment of target tasks of state programs, based on objective criteria of these enterprises production is developed

Ключевые слова

капитальные вложения, критерии, методика, технологии, технологический аудит, инвестиционные проекты, реконструкция и техническое перевооружение, ракетно-космическая промышленность

Keywords

capital investments, criteria, strategy, technologies, process audit, investment projects, modernization and technical re-equipment, aerospace industry

Проведение технологической модернизации, реконструкции и технического перевооружения (РиТП) космической инфраструктуры, в том числе производственно-технологических мощностей предприятий ракетно-космической промышленности (РКП), проводятся в целях безусловного выполнения целевых задач государственной программы «Космическая деятельность России» (ГП КДР) и государственной программы вооружения (ГПВ) в рамках разделов «Капитальные вложения» ГП КДР и государственных программ «Развитие оборонно-промышленного комплекса» (ГП ОПК) в части РКП [1–3]. Статьей 18 пунктом I закона Российской Федерации «О космической деятельности» [4] и приложением к постановлению Правительства Российской Федерации «О лицензировании космической, деятельности» [5] определено понятие космической инфраструктуры и дан перечень относящихся к ней объектов.

Для современного этапа развития РКП особенности планирования, инвентаризации и методические подходы рассмотрения и отбора мероприятий по реконструкции, техническому перевооружению предприятий и технологическим научно-исследовательским опытно-конструкторским работам (НИОКР), включаемые в программные мероприятия ГП КДР и федеральную целевую программу (ФЦП) в части производственно-технологического развития РКП, рассмотрены в [1–3, 6].

В [1–3, 6] и в нормативных документах [7–9] за основу взята методология экспертных оценок при отборе мероприятий по инвестиционным проектам (ИП) и НИОКР для включения в состав программных мероприятий разрабатываемых разделов «Капитальных вложений» ГП КДР и ФЦП.

В данной статье разработана методика проведения технологического аудита производств предприятий РКП и отбора первоочередных новых ИП по РиТП для включения в планируемые программные мероприятия в период времени T≤  T ≤  T2, основанная на объективных (не экспертных) критериях и показателях оценки производственно-технологического потенциала предприятий РКП, необходимых для безусловного выполнения целевых задач государственных программ в плановый период T≤  T ≤  T2 + 1 (например, позволяющих оценить возможность выпуска и испытаний образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) по ГПВ, без реализации новых ИП). В методике за основу принят бинарный принцип определения значений критериев.

Предполагается, что в рассматриваемый плановый период T≤  T <  T2 в период времени T≤  T <  Tреализуются только переходящие ИП – Nrb12 ИП, а новые ИП не начинаются. Завершение планового периода действующей или новой государственной программы (ГП), в обеспечение решения целевых задач которых проводится подготовка производства и экспериментально-испытательной базы предприятий РКП, соответствует T2 + 1 году. На период T≤  T ≤  T2 годов предварительно сформирован перечень Nnb12 новых ИП. Цель технологического аудита производств – определение необходимости и целесообразности реализации ИП по РиТП производств, начало которых запланировано в период T≤  T ≤  T2 годов. Основными задачами, требующими решения в ходе технологического аудита производств, являются:

  • актуализация (установление) необходимости и целесообразности реализации РиТП по Nnb12 ИП, начало которых запланировано в период T≤  T ≤  T2 годов, в том числе выявление ИП, утративших свою актуальность;
  • проведение комплексного исследования производственно-технологических мощностей предприятий РКП, подлежащих РиТП по ИП ГП до T2 + 1;
  • оценка возможности выпуска и испытаний образцов РКТ, законтрактованных в целях выполнения заданий ГП до T2 + 1 года, без реализации новых ИП;
  • подготовка актуализированного перечня из Nna12 ИП, необходимого для реализации в рамках раздела «Капитальные вложения» ГП КДР или ГП ОПК в обеспечение безусловного выполнения ГП КДР или ГПВ.

Перечень Nna12 ИП разрабатывается только на основе предварительно запланированных к реализации новых Nnb12 ИП по состоянию на T = T0 год. К реализации в программном периоде T≤  T ≤  T2 + 1 принимаются все переходящие Nrb12 ИП.

Основными документами, регламентирующими цели и задачи технологического аудита производств предприятий РКП, подлежащих РиТП по ИП, реализуемым в рамках раздела «Капитальные вложения» ГП КДР или ГП ОПК, являются нормативные документы в области развития ОПК и военно-технической политики Российской федерации [10, 11], в области космической деятельности [12], Госкорпорации «Роскосмос» – приказ от 21.05.2018  №153  [13].

Основные показатели, используемые при проведении технологического аудита производств предприятий РКП, подлежащих РиТП по ИП, начало которых запланировано в период T≤  T ≤  T2 годов:

а) целевая направленность ИП (обеспечение выполнения постановлений Правительства Российской Федерации и указов Президента России, обеспечение необходимых условий создания и производства образцов РКТ, обеспечение переоснащение предприятий, в том числе замена устаревшего технологического оборудования и др.);

б) соответствие образцам РКТ и срокам их создания (производства) с учетом приоритетов планирования и реализации ГП КДР или ГПВ;

в) «критичность» ИП для обеспечения создания и (или) серийного производства образцов РКТ (необходимость наращивания объемов серийного производства РКТ, обеспечение достижения требуемых ТТХ, импортозамещение и др.);

г) экономическая эффективность реализации ИП (возможность диверсификации создаваемых производственных мощностей, ожидаемое изменение цены продукции, ориентация ИП на повышение эффективности, рентабельности и финансовых показателей предприятия, снижение трудоемкости и др.);

д) отсутствие дублирующих незагруженных производственно-технологических и испытательных мощностей в РКП;

е) возможность реализации заданий ГП КДР или ГПВ без реализации ИП;

ж) степень соответствия производственно-технологических мощностей предприятия после реализации ИП или нескольких ИП оптимальному (рациональному, эффективному и т.п.) составу производства для обеспечения выполнения заданий ГП КДР или ГПВ;

з) способность обеспечения безусловного выполнения заданий ГП. В учет принимаются только задания ГП КДР или ГПВ, на обеспечение которых направлены ИП.

Документы и исходные данные, необходимые для проведения технологического аудита производств предприятий РКП и отбора первоочередных новых ИП для включения в планируемые программные мероприятия в период времени T≤  T ≤  T2, реализация которых необходима для безусловного выполнения целевых задач ГП в плановый период T≤  T ≤  T2 + 1:

1)    номенклатурный и количественный ежегодный состав серийных (мелкосерийных) изделий РКТ и ОКР по ГП КДР или ГПВ, для создания и выполнения которых реализуются и запланированы к реализации новые ИП по капитальным вложениям. Предельно необходимые годовые объемы производства РКТ;

2)    номенклатурный и количественный ежегодный состав изделий, выпускаемых (испытываемых), планируемых к производству и испытаниям изделий для выполнения ГП КДР или ГПВ;

3)    справочные материалы, включающие:

  • оценку «критичности» (обеспечение увеличения объемов производства, обеспечение импортозамещения, достижения требуемых тактико-технических характеристик, обеспечение требуемых качества и надежности и др.) ИП к образцам РКТ, срокам их создания (серийного производства) в соответствии с приоритетами планирования и реализации ГП КДР или ГПВ;
  • оценку влияния ИП на обеспечение тактико-технических характеристик изделий, подготовки и стабильности (включая вопросы импортозамещения) производства образцов РКТ;
  • данные о возможном наличии аналогичных производственных мощностей на других предприятиях ОПК;

4)    полная номенклатура, количество, возрастной состав, начальная и остаточная стоимость (с указанием года, в ценах которого указывается стоимость), загрузка (по фактической эксплуатации) производственно-технологического оборудования, которое может быть использовано для выполнения производственной программы или программы испытаний в обеспечение выполнения заданий ГП. Требуется информация по всему оборудованию, которое может быть по своим функциональным характеристикам применено при выполнении производственной программы для ГП КДР или ГПВ, но, например, используется для выполнения других программ и коммерческих заказов. Производственно-испытательное оборудование указывается с привязкой к зданиям (цехам);

5)    основные технологии и технологические переделы при создании и (или) производстве изделий, испытаниях;

6)    минимально необходимый номенклатурный и количественный состав производственно-технологического и испытательного оборудования (рассчитывается и принимается за оптимальный состав оборудования при имеющихся бюджетных и внешних санкционных ограничениях на поставки оборудования и технологий иностранных государств), а также соответствующее количество основных производственных рабочих и испытателей для обеспечения выполнения заданий ГП КДР или ГПВ. Планируемая загрузка оборудования. Расчет станкоемкости (станко/часы) и трудоемкости при выпуске единицы продукции по заданиям ГП КДР или ГПВ;

7)    привязка минимально необходимого номенклатурного и количественного состава производственно-технологического и испытательного оборудования к основным применяемым технологиям, а также к технологическим переделам;

8)    номенклатурный и количественный состав производственно-технологического и испытательного оборудования, который подлежит техническому перевооружению (с указанием замены и причины). Привязка оборудования из состава технического перевооружения в ИП к основным применяемым технологиям, а также к технологическим переделам. Эти данные проверяются на предмет необходимости и достаточности планируемых мероприятий по техническому перевооружению и технологической модернизации;

9)    полный номенклатурный и количественный состав производственно-технологического и испытательного оборудования, используемый для выполнения заданий ГП КДР или ГПВ, после реализации ИП. Планируемая загрузка оборудования. Расчет станкоемкости и трудоемкости (по производственным возможностям – чел./ч.) при выпуске единицы продукции по заданиям ГП КДР или ГПВ. Указывается оборудование по результатам технического перевооружения, а также необходимое оборудование, которое не входило в состав ИП, но имеющееся на предприятии;

10)  состав зданий и сооружений, обеспечивающих инженерные коммуникации и системы, подлежащие реконструкции (новому строительству) – с указанием износа, года ввода в эксплуатацию, года последней реконструкции (капитального ремонта), полной учетной и остаточной стоимости (с указанием года, в ценах которого указывается стоимость), основных причин и направлений реконструкции;

11)  оценка технико-экономической эффективности реализации ИП (возможность диверсификации создаваемых производственных мощностей, ожидаемое изменение цены продукции, повышение эффективности, рентабельности и финансовых показателей предприятия, снижение трудоемкости, импортозамещение, планируемая загрузка производственно-технологических мощностей, достигаемый технический уровень производств и др.);

12)  обоснования экономической целесообразности (ОЭЦ) ИП и заключения профильных экспертных организаций, а также материалы технологического и ценового аудитов (при наличии).

Документы и исходные данные по пункту 1) представляются государственным заказчиком или головным заказчиком-координатором ГП КДР или ГПВ, по пунктам – 2)–12) представляются обследуемыми предприятиями в экспертную организацию (ЭО) или рабочий орган, которые проводят проверку исходных данных, расчетов и технологический аудит обследуемых предприятий, и актуализацию перечня новых ИП.

Далее рассмотрим критерии и этапы проведения технологического аудита производств предприятий РКП, подлежащих РиТП по ИП, и отбора первоочередных новых ИП для включения в планируемые программные мероприятия в период времени T≤  T ≤  T2 .

Технологический аудит проводится после представления обследуемыми предприятиями и государственным заказчиком или заказчиком-координатором ГП документов и исходных данных 1)–12).

  1. этап

Оценка актуальности ИП и целесообразности проведения технологического аудита производств предприятия (организации) по следующим критериям:

  • критерий a1  – соответствие целей и задач ИП конкретному образцу РКТ;
  • критерий a2  – «критичность» ИП для обеспечения создания и (или) серийного производства образцов РКТ;
  • критерий a3  – привязка к срокам создания (производства) образцов РКТ в соответствии с приоритетами планирования и реализации ГП КДР или ГПВ;
  • критерий a4  – отсутствие дублирующих незагруженных производственно-технологических и испытательных мощностей в РКП;
  • критерий B   – необходимость проведения технологического аудита (B=0 – технологический аудит не проводится, В>0 – необходимо проводить технологический аудит);
  • критерий I1   – целесообразность реализации ИП (I1=0 – ИП реализовывать в рамках раздела «Капитальные вложения» ГП КДР или ГП ОПК нецелесообразно, I1>0 – целесообразно проводить реализацию ИП в рамках раздела «Капитальные вложения» ГП КДР или ГП ОПК).

Если цели и задачи ИП соответствуют разработке и (или) производства образцов РКТ принимается a1=1 (в противном случае a1=0).

Если ИП удовлетворяет условию «критичности» для обеспечения создания и (или) серийного производства образцов РКТ принимается a2=1 (в противном случае a2=0).

Если сроки реализации ИП соответствуют или меньше сроков создания (готовности производства) образцов РКТ в соответствии с приоритетами планирования и реализации ГП КДР или ГПВ, показатель a3=1 (в противном случае a3=0).

Если дублирующие незагруженные производственно-технологические и испытательные мощности в РКП отсутствуют, принимается a4=1 (в противном случае a4=0).

По результатам оценки актуальности и реализуемости ИП осуществляется подготовка предложений по порядку и необходимости проведения технологического аудита:

  • в случае, когда a1,a2,a3,a4=1 – технологический аудит проводится и B=1;
  • если хотя бы один из критериев a1,a2=0, принимается B=0 – технологический аудит не проводится, принимается решение о нецелесообразности реализации ИП в рамках раздела «Капитальные вложения» ГП КДР или ГП ОПК  – I1= 0;
  • если a1,a2,a3,a4=1 – технологический аудит проводится и B=1, если a1,a2,a3=1, a4=0проводится технологический аудит на предприятии с запланированным ИП и на предприятии (или на нескольких предприятиях) где имеются дублирующие незагруженные мощности – B=2, решение о целесообразности реализации ИП принимается на основании анализа критериев a5-a10;
  • если a1,a2=1, a3=0, a4=1 – технологический аудит проводится и B=1, при этом решение по уточнению плановых показателей ИП принимается на основании анализа критериев a5-a10;
  • если a1,a2=1, a3=0, a4=0 – проводится технологический аудит на предприятии с запланированным ИП и на предприятии (или на нескольких предприятиях), где имеются дублирующие незагруженные мощности – B=2, при этом решение по уточнению плановых показателей ИП или нецелесообразности его осуществления принимается на основании анализа критериев a5a9 на обоих (или на нескольких предприятиях) обследуемых предприятиях.
  1. этап. Проведение технологического обследования предприятий РКП, для которых планируются Nnb12 новых ИП

Не рассматриваются предприятия и ИП, для которых I1= 0.

В ходе проведения технологического обследования экспертами ЭО рассматривается вся (полная) номенклатура технологий, применяемых при создании, производстве изделий в обеспечение выполнения заданий ГП КДР или ГПВ, определяется минимально необходимый номенклатурный и количественный состав производственно-технологического и испытательного оборудования, основных производственных рабочих при создании или производстве изделий в обеспечение выполнения заданий ГП КДР или ГПВ, анализируется состояние и наличие соответствующих основных мощностей и производственного персонала предприятия до и после реализации ИП, проверяются расчеты показателей технико-экономической эффективности ИП, в том числе проводится оценка степени соответствия производственно-технологических мощностей предприятия после реализации ИП или нескольких ИП оптимальному (рациональному, эффективному и т.п.) составу производства для обеспечения выполнения заданий ГП КДР или ГПВ, а также проводится оценка способности обеспечения безусловного выполнения заданий ГП КДР или ГПВ до и после реализации ИП.

Оценка производственно-технологического состояния предприятия (организации) до и после реализации ИП, обеспечивающего выполнение заданий ГП КДР или ГПВ, поводится по следующим критериям:

  • критерий а5 - степень соответствия производственно-технологических мощностей предприятия оптимальному составу производства для обеспечения выполнения заданий ГП КДР или ГПВ (доля имеющегося оборудования в пределах нормативного срока эксплуатации в общем количестве оптимального состава оборудования) до реализации ИП или нескольких ИП;
  • критерий а51 – доля отсутствующего оборудования в общем объеме оборудования, необходимого для выполнения заданий ГП КДР или ГПВ при существующих технологиях производства до реализации ИП;
  • критерий а52 – доля имеющегося оборудования в пределах нормативного срока эксплуатации в общем количестве состава оборудования, имеющегося на предприятии и необходимого для выполнения заданий ГП КДР или ГПВ до реализации ИП;
  • критерий а53 – оценка возможности эксплуатации зданий и сооружений без реконструкции до реализации ИП (возможна эксплуатация, в том числе с проведением плановых ремонтов – а53=1, в противном случае а53=1);
  • критерий а6  – способность обеспечения предприятием безусловного выполнения заданий ГП КДР или ГПВ до реализации ИП (доля гарантированного выполнения производственной программы для обеспечения выполнения заданий ГП КДР или ГПВ);
  • критерий а7  – степень соответствия производственно-технологических мощностей предприятия после реализации ИП или нескольких ИП оптимальному (рациональному, эффективному и т.п.) составу производства для обеспечения выполнения заданий ГП КДР или ГПВ (доля имеющегося оборудования в пределах нормативного срока эксплуатации в общем количестве оптимального состава оборудования);
  • критерий а8   – способность обеспечения предприятием безусловного выполнения заданий ГПВ после реализации ИП (доля гарантированного выполнения производственной программы для обеспечения выполнения заданий ГП КДР или ГПВ);
  • критерий а9   – технико-экономическая эффективность реализации ИП – а9=(а901902903904)/4, если а9≥0,5 – ИП экономически эффективен, в противном случае а9<0,5 ИП экономически не эффективен, здесь:
    • а901=1, если трудоемкость производства снижается более чем на 10%, в противном случае а901=0;
    • а902=1, если цена единицы продукции снижается более чем на 10%, в противном случае а902=0;
    • а903=1, если обеспечивается а9394≥0,8, в противном случае а903=0, где а93=Т/100, Т – загрузка оборудования в % при односменной работе, а94д/100, Тд – загрузка оборудования в % при односменной работе при его диверсификации (использовании для производства других видов продукции);
    • а904=1, если после РиТП технический уровень Ту производства соответствует или выше мирового уровня, в противном случае а903=1.
  1. этап. Выработка рекомендаций по порядку дальнейшей реализации ИП по результатам проведения технологического обследования производств предприятий РКП, подлежащих РиТП по ИП, реализуемым в рамках раздела «Капитальные вложения» ГП КДР или ГП ОПК, начало которых запланировано в период T≤  T ≤  T2 годов

По результатам оценки актуальности ИП и целесообразности проведения технологического аудита производств предприятия (организации), а также проведения технологического аудита производств предприятий РКП, подлежащих РиТП по ИП, реализуемым в рамках раздела «Капитальные вложения» ГП КДР или ГП ОПК, осуществляется подготовка предложений по порядку дальнейшего выполнения ИП:

для ИП, у которых по результатам I этапа работы ЭО I1=0 принимается решение о нецелесообразности реализации ИП в рамках раздела «Капитальные вложения» ГП КДР или ГП ОПК – ИП не включается в актуализированный перечень ИП, необходимый для реализации в рамках раздела «Капитальные вложения» ГП КДР или ГП ОПК в обеспечение безусловного выполнения заданий ГП КДР или ГПВ.

Рассмотрение ситуации на III этапе до реализации ИП.  

Для ИП, у которых показатель необходимости проведения технологического аудита B =1.

Если а5=1, то ИП нецелесообразно реализовывать в части технического перевооружения, проводится оценка а53:

  • при а53=1  – возможна эксплуатация, в том числе с проведением плановых ремонтов, принимается а6=1 – ГП КДР или ГПВ безусловно реализуема без реализации ИП, оценка других критериев далее не требуется, ИП не включается в актуализированный перечень ИП;
  • при а53=0  – невозможна эксплуатация, в том числе с проведением плановых ремонтов, принимается а6=0 – ГП КДР или ГПВ безусловно нереализуема, требуется реализация ИП только в части реконструкции, в случае необходимости проводится корректировка ИП и откорректированный ИП включается в актуализированный перечень ИП.

В случае а5<1 проводится оценка а51, а52, а53:

  • при а53=1:

если а51>0, то реализуется а6=0 и I1=2 ИП целесообразно реализовывать с плановыми показателями;

если а51=0, то рассматриваются две ситуации для а52:

а)  при а52<1 реализуется а6=0 и I1=2 ИП целесообразно реализовывать с плановыми показателями;

б)  при а52=1 реализуется а6=0 и I1=1ИП целесообразно реализовывать с поэтапной реализацией (на первом этапе закупается недостающее оборудование), в том числе в установленные сроки, либо рассматривается корректировка стоимости ИП с уменьшенным составом закупаемого нового оборудования;

  • при а53=0 ситуация соответствует а6=0 и I1=2 – ИП необходимо реализовывать с плановыми показателями.

Для ИП, у которых показатель необходимости проведения технологического аудита B =2.

Если а5=1 хотя бы для одного из обследуемых предприятий, то I1=0 – ИП нецелесообразно реализовывать, а6=1 – ГП КДР или ГПВ безусловно реализуема без реализации ИП.

В противном случае оцениваются затраты A0i на РиТП для i предприятий, предполагаемых для проведения технологического аудита. Оценка затрат на РиТП проводится предприятием, на котором планируется реализация ИП, и предприятиями с дублирующими мощностями. Для дальнейшего рассмотрения выбирается предприятие с наименьшим A0i, для которого реализуется A0i ≤0,95×A01, в противном случае технологический аудит и рассмотрение вопросов актуальности ИП проводится для предприятия с запланированным ИП со стоимостью A01 в действующем разделе «Капитальные вложения» ГП КДР или ГП ОПК. Здесь A01 – стоимость РиТП, на предприятии с запланированным ИП в действующем разделе «Капитальные вложения» ГП КДР или ГП ОПК.

Далее рассмотрение проводится аналогично случаю ИП, у которых показатель необходимости проведения технологического аудита B =1.

Рассмотрение ситуации на III этапе после реализации ИП.

Рассматривается критерий достижения целей и задач ИП.

Если а7=1, то а8≥1 – задания ГП КДР или ГПВ безусловно реализуемы. В зависимости от значения критерия а9 делается заключение:

  • при а9≥0,5 ИП экономически эффективен, создано современное производство, а8=2;
  • при а9<0,5а8=1 – ГП КДР или ГПВ безусловно реализуема, ИП экономически не эффективен, требуется дальнейшее совершенствование производства за счет собственных или других внебюджетных финансовых средств.

Если а7<1, то а8=0 – задания ГП КДР или ГПВ безусловно не реализуемы, цели и задачи РиТП не достигнуты, ГП КДР или ГПВ безусловно нереализуема, критерий а9 не оценивается, делается заключение – ИП необходимо реализовывать, однако в обеспечение безусловного выполнения заданий ГП КДР или ГПВ требуется разработка дополнительных мероприятий по РиТП в новом ИП с бюджетным и внебюджетным финансированием или корректировка мероприятий рассматриваемого ИП в части необходимых дополнительных мероприятий по РиТП, по которым ЭО предлагаются предварительные рекомендации.

Таким образом, технологический аудит и выработка рекомендаций по порядку дальнейшей реализации ИП в результате проведения технологического аудита производств предприятий РКП, подлежащих РиТП по ИП, реализуемым в рамках раздела «Капитальные вложения» ГП КДР или ГП ОПК, проводятся членами ЭО по каждому предприятию в соответствии с разработанной методикой, представленной блок-схемой на рис. 1. В предлагаемой методике применяются объективные (не экспертные) критерии и показатели оценки производственно-технологического потенциала предприятий РКП для определения безусловной реализуемости целевых задач ГП КДР и ГПВ.

Рис. 1. Блок-схема технологического аудита и актуализации ИП

Библиографический список

  1. Кондратенко А.Н. Особенности реализации и предложения по оптимизации организации реализации капитальных вложений в РКП // НТЖ Вестник «НПО «Техномаш». – 2021. – № 1. – С. 36-41.
  2. Кондратенко А.Н., Олексенко И.А. Особенности планирования мероприятий по капитальным вложениям, направленным на реконструкцию и техническое перевооружение предприятий ракетно-космической промышленности, и по технологическим НИОКР ракетно-космической промышленности в рамках государственных и федеральных целевых программ // Вестник «НПО «Техномаш». – 2017. – № 4. – С. 12–18.
  3. Кондратенко А.Н., Олексенко И.А. Методические подходы рассмотрения и отбора мероприятий по реконструкции и техническому перевооружению предприятий и технологическим НИОКР для включения в программные мероприятия ГП и ФЦП в части производственно-технологического развития РКП // Вестник «НПО «Техномаш». – 2019. – № 9. – С. 19–27.
  4. О космической деятельности: ФЗ Российской Федерации от 29.11.1996 № 147-ФЗ: принят Государственной Думой 04.10.1996: одобрен Советом Федерации 13.11.1996.
  5. О лицензировании космической деятельности (с изменениями и дополнениями): постановление Правительства Российской Федерации от 18.03.2020. № 298.
  6. Николаев В.Д., Лукьянчик В.В., Кондратенко А.Н., Гапоненко О.В., Кузин А.И., Олексенко И.А. Инвентаризация НИОКР и инвестиционных проектов, реализуемых в рамках ФЦП, как инструмент приоритизации программных мероприятий // Вестник «НПО «Техномаш». – 2017. – № 3. – С. 61–65.
  7. Методика комплексной оценки готовности научно-технического задела для перспективного образца вооружения, военной и специальной техники: утверждено 20.12.2013 заместителем Министра обороны Россий Федерации.
  8. Методические материалы по формированию перечня базовых и критических промышленных технологий до 2033 года: одобренно решением НТС ВПК РФ, протокол от 27.10.2020 № ВПК(НТС)-11(208) пр.
  9. Методические материалы по сбору исходных данных с целью формирования ГП ОПК 2018–2025: утверждено заместителем министра Минпромторга России от 16.06.2017 №РО-62.
  10. Основы государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу: утверждено Указом Президента Российской Федерации 23.02.2017 № 91.
  11. Основы военно-технической политики Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу: утверждено Президентом Российской Федерации 26.01.2011 № 12841.
  12. Основы государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу: утверждено Президентом Российской Федерации от 19.04.2013 № Пр-906.
  13. Об утверждении Положения о порядке разработки, корректировки и реализации государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, государственного оборонного заказа, федеральной адресной инвестиционной программы в части капитальных вложений при проведении мероприятий по реконструкции, техническому перевооружению и новому строительству объектов организаций ракетно-космической промышленности, государственным заказчиком которых является Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»» (приказ Госкорпорации «Роскосмос» от 21.05.2018 № 153).

 

Кондратенко Александр Николаевич – канд. техн. наук, эксперт ФГУП «НПО «Техномаш» им С.А. Афанасьева. Тел.: 8(495) 689-96-90. E-mail: A.Kondratenko@tmnpo.ru / Kondratenko Aleksandr Nikolaevich - Ph.D. in Engineering Sciences, Expert of FSUE «NPO «Technomac» named after S.A. Afanasyev. Tel.: 8(495) 689-96-90. E-mail: A.Kondratenko@tmnpo.ru