УДК 621.8:534.17
К вопросу оценки коэффициентов демпфирования стенда контроля осевой нагрузки СКОН
To the problem of estimating the damping coefficients of the SKON axial load control bench
Авторы Хруцкая М.В., Камалдинов А.М. |
Authors M.V. Khrutskaya, A.M. Kamaldinov |
Аннотация Рассматриваются результаты исследования (методом свободных затухающих колебаний) диссипативных характеристик стенда СКОН с двигателем-маховиком ДМ-001-01. Определены коэффициенты демпфирования системы дифференциальных уравнений трехмассовой колебательной системы упрощенной модели стенда СКОН с двигателем-маховиком, использование которых позволяет идентифицировать собственные частоты стенда |
Abstract The research results (by the method of free damping oscillations) of dissipative characteristics of the SKON stand with a momentum wheel DM-001-01 are considered. The damping coefficients of the differential equations system of the three-mass oscillating system for the simplified model of the SKON stand with a momentum wheel, the use of which allows to identify the natural frequencies of the stand, are determined |
Ключевые слова демпфирование, собственная частота, трехмассовая колебательная система, двигатель-маховик, свободные затухающие колебания |
Keywords damping, natural frequency, three-mass oscillating system, momentum wheel, free damping oscillations |
При выводе космического аппарата (КА) на расчётные орбиты все его устройства КА испытывают существенные вибрационные воздействия, поэтому вибрационные испытания обязательны для всех устройств КА.
Определение собственных частот гироскопических приборов навигации и стабилизации является одним из обязательных требований к этим устройствам.
Стенд контроля осевой нагрузки СКОН [1, 2] предназначен для контроля осевой нагрузки шарикоподшипниковых опор роторов силовых гироскопов и двигателей-маховиков методом определения собственной частоты колебаний ротора.
При этом определить собственную частоту колебаний ротора гироприбора в составе оборудования иногда затруднительно, поскольку сам стенд СКОН является многомассовой колебательной системой и при проведении вибрационных испытаний возникает спектр частот, относящихся как непосредственно к исследуемому гироприбору, так и к конструкции оборудования.
Объектом исследования статьи является стенд контроля осевой нагрузки СКОН с установленным двигателем-маховиком ДМ-001-01 (рис. 1).
Рис. 1. Стенд контроля осевой нагрузки СКОН с двигателем-маховиком ДМ-001-01
Рассматриваемый стенд СКОН при возбуждении его колебательной силой в осевом направлении представляется в виде трехмассовой колебательной системы (рис. 2) [3–5] и может быть описан системой дифференциальных уравнений.
Рис. 2. Расчетная схема механической колебательной системы с тремя степенями свободы: m1, m2, m3, – массы камеры установки, подвеса и ротора двигателя-маховика; ki, xi, – жесткости и перемещения камеры установки, подвеса и ротора двигателя-маховика; hi – коэффициент демпфирования камеры стенда, подвеса стенда и ротора двигателя-маховика
Расчетная схема упрощенной модели стенда СКОН с двигателем-маховиком описывается системой дифференциальных уравнений (1):
|
|
(1) |
где – координата перемещения i-ой массы; m1, m2, m3 – массы вакуумной камеры стенда, подвеса стенда, масса ротора двигателя-маховика соответственно; k1, k2 ,k3 – коэффициенты осевой жесткости гибких ножек стенда, упругих сильфонов на оси вибровозбудителя, осевая жесткость шарикоподшипников соответственно; h1, h2 , h3 – коэффициенты демпфирования соответствующих колебательных контуров; F(t)=F0 sin wt – амплитуда внешнего возмущения.
Для решения математической модели (1) необходимо знать значения реальных инерционных, упругих и диссипативных характеристик стенда СКОН и двигателя-маховика ДМ-001-01. Инерционные и упругие характеристики определены при проектировании и изготовлении стенда СКОН и двигателя-маховика (известны значения масс, жесткостей камеры и подвеса стенда, известна масса ротора двигателя-маховика и жесткость его подшипников). Фактические значения диссипативных характеристик – коэффициентов демпфирования камеры, подвеса стенда СКОН и ротора двигателя-маховика, могут быть получены только опытным путем.
В статье рассматриваются исследования по определению характеристик демпфирования стенда СКОН с двигателем-маховиком ДМ-001-01 методом свободных затухающих колебаний [6]. Метод относится к методам вибродиагностики – методики вычисления функции частотного отклика при импульсном воздействии силы [2], и предусматривает получение осциллограмм свободных затухающих колебаний механической системы.
По темпу убывания амплитуды колебаний определяют относительное рассеяние энергии:
|
|
(2) |
где Хi и Xi+1 – две последующие амплитуды соответственно в начале и конце i-го периода колебаний.
|
|
(3) |
где δ – логарифмический декремент; xi – амплитуды любых двух последовательных пиков; n – приведенный коэффициент демпфирования; Т – длительность одного колебательного цикла.
Определены приведенные коэффициенты демпфирования вакуумной камеры стенда, подвеса стенда и ротора двигателя-маховика.
Для каждого испытания проведено по три эксперимента при одних и тех же условиях.
Измерения характеристик свободных затухающих колебаний проводились одноосным лазерным виброметром PDV-100, предназначенным для бесконтактного измерения параметров вибрации объектов методом лазерной доплеровской виброметрии.
Проведение измерений характеристик свободных затухающих колебаний для определения демпфирования камеры стенда выполнялось в соответствии с блок-схемой, приведенной на рис. 3. Подвес с установленным двигателем-маховиком фиксировались, и оператор оказывал ударное воздействие на стенку камеры стенда СКОН. Лазерный виброметр PDV-100 измерял и регистрировал результаты колебаний на ноутбук со специальным программным обеспечением VibSoft-20. Один из полученных графиков затухающих колебаний механической системы при фиксации подвеса стенда представлен на рис. 4.
Рис. 3. Блок-схема испытаний для определения демпфирования камеры стенда
Рис. 4. График затухающих колебаний механической системы при фиксации подвеса стенда СКОН
Результаты измерений параметров затухающих колебаний и расчета приведенного коэффициента демпфирования камеры стенда СКОН приведены в табл.1.
Таблица 1. Определение демпфирования камеры (подвес зафиксирован)
Изме-рение № п/п |
Амплитуда первого пика, мм/с xi |
Амплитуда второго пика, мм/с xi=1 |
Отношение амплитуд xi xi+1 |
Логарифмический декремент h xi xi+1 |
Длительность, Т, с |
Приведенный коэффициент демпфирования, n |
1 |
489.5 |
461.2 |
1.061361665 |
0,0595 |
0,39417 |
0,1509 |
2 |
756.6 |
724.7 |
1.044018214 |
0,0431 |
0,39709 |
0,1085 |
3 |
385 |
364.9 |
1.055083585 |
0,0536 |
0,39958 |
0,1341 |
Проведение измерений характеристик свободных затухающих колебаний для определения демпфирования подвеса стенда выполнялось в соответствии с блок-схемой (рис. 5). Камера фиксировалась, вибровоздействие подавалось оператором через генератор сигналов, усилитель мощности и магнитоэлектрический обратный преобразователь. Аналогично лазерный виброметр PDV-100 измерял и регистрировал результаты колебаний на ноутбук со специальным программным обеспечением VibSoft-20. Один из полученных графиков затухающих колебаний механической системы при фиксации камеры стенда СКОН представлен на рис. 6.
Рис. 5. Блок-схема испытаний для определения демпфирования подвеса стенда (при фиксации камеры стенда)
Рис. 6. График затухающих колебаний механической системы при фиксации камеры стенда
Результаты измерений параметров затухающих колебаний и расчета приведенного коэффициента демпфирования подвеса стенда СКОН приведены в табл. 2.
Таблица 2. Определение демпфирования подвеса (камера зафиксирована)
Изме-рение № п/п |
Амплитуда первого пика, мм/с xi |
Амплитуда второго пика, мм/с xi=1 |
Отношение амплитуд xi xi+1 |
Логарифмический декремент h xi xi+1 |
Длительность, Т, с |
Приведенный коэффициент демпфирования, n |
1 |
1002 |
91.12 |
10.99648815 |
2,3976 |
0,07263 |
33,0108 |
2 |
969 |
56 |
17.30357143 |
2,8509 |
0,07292 |
39,0963 |
3 |
840 |
94.5 |
8.888888889 |
2,1848 |
0,07250 |
30,1352 |
Проведение измерений характеристик свободных затухающих колебаний для определения демпфирования двигателя-маховика ДМ-001-01 выполнялось в соответствии с блок-схемой (рис. 7). На двигатель-маховик с приспособлением оператором подавалось вибровоздействие через генератор сигналов и вибростенд со встроенным усилителем мощности. Один из полученных графиков затухающих колебаний двигателя-маховика ДМ-001-01 представлен на рис. 8.
Рис. 7. Блок-схема испытаний для определения демпфирования двигателя-маховика ДМ-001-01
Рис. 8. График затухающих колебаний двигателя-маховика ДМ-001-01
Результаты измерений параметров затухающих колебаний и расчета приведенного коэффициента демпфирования двигателя-маховика ДМ-001-01 приведены в табл. 3.
Таблица 3. Определение демпфирования ДМ-001-01 (измерение колебания ротора)
Изме-рение № п/п |
Амплитуда первого пика, мм/с xi |
Амплитуда второго пика, мм/с xi=1 |
Отношение амплитуд xi xi+1 |
Логарифмический декремент h xi xi+1 |
Длительность, Т, с |
Приведенный коэффициент демпфирования, n |
1 |
172.0 |
133.6 |
1.287425149 |
0,2526 |
0,00428 |
59,0187 |
2 |
164.3 |
123.9 |
1.326069411 |
0,2822 |
0,00483 |
58,4265 |
3 |
198.7 |
142.1 |
1.398311049 |
0,3353 |
0,0055 |
60,9636 |
Таким образом, опытным путем определены значения диссипативных характеристик элементов стенда СКОН с двигателем-маховиком ДМ-001-01, что позволит выделять из спектра частот при измерениях на стенде СКОН собственные частоты стенда и собственную частоту исследуемого двигателя-маховика. Результаты математического моделирования системы дифференциальных уравнений (1) с полученными коэффициентами демпфирования будут представлены в следующих работах.
Библиографический список
- Патент на изобретение № 2608719 РФ, МПК G01M 13/00 (2006.01) Стенд контроля осевой нагрузки узла шарикоподшипниковых опор роторов силовых гироскопов и двигателей-маховиков / Камалдинов А.М., Хруцкая М.В., Сурженко М.С. и др. (Россия); заявитель и патентообладатель ФГУП «НПО «Техномаш» № 2015 141 581; от 01.10.2015; опубл. 23.01.2017. Бюл № 3.
- Технология контроля предварительной осевой нагрузки шарикоподшипниковых опор роторов гироприборов систем ориентации и навигации изделий РКТ / Хруцкая М.В., Камалдинов А.М. // Вестник «НПО «Техномаш». – Москва. – 2020. № 3. – С.40–47.
- К вопросу увеличения ресурса силовых гироскопов и двигателей-маховиков / Хруцкая М.В., Камалдинов А.М. // Вестник СГАУ. – Самара. – 2014. №4 (42). – С. 270–278.
- Колебания в инженерном деле / Тимошенко С.П., Янг Д.Х., Уивер У. – М.: Машиностроение, 1985. – 472 с.
- Вибродиагностика в прецизионном приборостроении / Кораблев С.С., Шапин В.И., Филатов Ю.Е.; под ред. К.М. Рагульскиса. – Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1984. – 84 С.
- Вибрации в технике: Справочник. В 6-ти т. / Ред. совет: Челомей В.Н. (пред.). – М.: Машиностроение, 1981. – Т.6. Защита от вибраций и ударов / Под ред. К.В. Фролова. 1981. 456 с.
Хруцкая Мария Владимировна – начальник отдела технологии производства приборов точной механики ФГУП «НПО «Техномаш» им. С.А. Афанасьева. Тел.: 8 (926) 520-46-90. E-mail: maria.khrutskaya@gmail.com / Khrutskaya Maria Vladimirovna - Department Head for manufacturing technology of precision mechanics instruments of FSUE «NPO «Technomac» named after S.A. Afanasyev. Tel.: 8 (926) 520-46-90. E-mail: maria.khrutskaya@gmail.com
Камалдинов Альберт Мубаракович – канд. техн. наук, начальник отделения технологии производства гироскопов и приборов точной механики ФГУП «НПО «Техномаш». Teл.: +7 (495) 689-95-67. E-mail: 260@tmnpo.ru / Kamaldinov Albert Mubarakovich - Ph.D. in Engineering sciences, Head of the Gyroscope Manufacturing Technology and Precision Mechanics Instruments Division of FSUE «NPO «Technomac» named after S.A. Afanasyev. Tel.: +7 (495) 689-95-67. E-mail: 260@tmnpo.ru