Роскосмос

К 55-летию образования Министерства общего машиностроения

УДК 629.78

К 55-летию образования Министерства общего машиностроения

To the 55th Anniversary of the Ministry of General Machine Building Establishment

Авторы

Чичварин В.Ф.

Authors

Chichvarin V.F.

Аннотация

Статья посвящена становлению отечественной ракетно-космической промышленности в послевоенные годы, которое началось с создания баллистических и стратегических ракет, опыт при создании которых позволил осуществить запуск первых космических ракет-носителей. После ряда организационных изменений сформировано Министерство общего машиностроения, перед которым поставили сложную и ответственную задачу – обеспечить паритет с США по стратегическим ядерным силам и развитие работ по космосу.

Abstract

The paper is devoted to the formation of the domestic aerospace industry in the postwar years, which began with the engineering of ballistic and strategic missiles, the experience in the engineering of which made it possible to launch the first space launch vehicles. After a series of organizational changes, the Ministry of General Machine Building was formed, which was faced with the complex and responsible task of ensuring parity with the United States in strategic nuclear forces and the development of work on space.

Ключевые слова

ракетно-космическая промышленность, Министерство общего машиностроения, структура Министерства, производственно-технологическая база, технологии

Keywords

aerospace industry, Ministry of General Machine Building, Ministry structure, engineering and manufacturing base, technologies.

13 мая 1946 года опубликовано Постановление Совета Министров СССР № 1017-419сс о создании в Советском Союзе реактивного вооружения. Эта дата считается днем рождения отечественной ракетно-космической отрасли. Создан специальный комитет по реактивной технике при Совете Министров СССР под председательством Маленкова Г.М. для координации работ по созданию новой отрасли (рис. 1).

 

Рис. 1. Постановление Совета Министров СССР от 13 мая 1946 года № 1017-419

Головными министерствами по разработке и производству реактивного вооружения определили:

  • по реактивным снарядам с жидкостными двигателями – Министерство вооружения (министр Устинов Д.Ф.);
  • по реактивным снарядам с пороховыми двигателями – Министерство сельскохозяйственного машиностроения (министр Ванников Б.Л.);
  • по реактивным самолетам-снарядам – Министерство авиационной промышленности (министр Хруничев М.В.).

Также определили основные министерства по смежным производствам.

В Постановлении указывалось, что работы по развитию реактивной техники являются важнейшей государственной задачей и должны выполняться как первоочередные. Контроль за созданием в СССР ракет дальнего действия возложили на заместителя председателя Совета Министров СССР Берию Л.П. Началось формирование структуры новой отрасли.

В Министерстве вооружения создается Головной научно-исследовательский институт реактивного вооружения – НИИ-88 (ныне – ЦНИИмаш) на базе артиллерийского завода 88 в посёлке Подлипки (ныне г. Королёв). В НИИ-88 организуется отдел 3 «Баллистические ракеты дальнего действия» под руководством Главного конструктора С.П. Королёва, который обеспечивал замкнутый цикл создания ракеты – от производства до испытаний.

В 1956 году ОКБ-1 вместе с заводом 88 выделено из НИИ-88 в самостоятельную организацию – Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ). Сейчас это – Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королёва (рис. 2).

Рис. 2. Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королёва

РКК «Энергия» сыграла основополагающую роль в формировании ракетно-космической отрасли нашей страны. Под руководством Королёва созданы первые отечественные баллистические ракеты (Р-1 и Р-2), ракета морского базирования Р-11 ФМ, стратегическая ракета Р-5М, впервые в мире пронёсшая через космос реальный ядерный заряд, взорванный на полигоне в СССР и ознаменовавшая начало ракетно-ядерной эры, а также межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 и созданные на её основе первые космические ракеты-носители (РН), первый искусственный спутник Земли, первый спутник связи «Молния», первый пилотируемый космический корабль «Восток», первые межпланетные автоматические станции для исследования Луны, Марса, Венеры и другие изделия ракетно-космической техники РКТ) [1].

Впервые созданные в РКК «Энергия» изделия РКТ передавались для организации новых направлений ракетно-космической деятельности на другие предприятия страны, где создавались конструкторские бюро и производства соответствующего профиля, в том числе:

  • Р-1 и Р-2 (Днепропетровск) – боевые ракетные комплексы наземного базирования;
  • Р-11 ФМ (Миасс, Златоуст) – боевые ракетные комплексы морского базирования;
  • Р-7 и КА «Восток» (Куйбышев) – боевые ракеты, РН среднего класса и космические аппараты (КА) дистанционного зондирования Земли;
  • КА «Молния» (Железногорск) – космические аппараты связи и телевидения;
  • КА «Луна», «Марс», «Венера» (Москва, НПО имени Лавочкина) – межпланетные станции и КА для космических исследований;
  • РТ-2 (Пермь) – боевые ракетные комплексы с РДТТ.

Становление и развитие ракетно-космической отрасли складывалось под влиянием различных политических, научно-технических и социально-экономических факторов.

В качестве смежников НИИ-88 создавались НИИ и КБ в других ведомствах, занимающихся реактивным вооружением, которые стали первыми создателями основных направлений развития РКТ страны. В структуру отрасли включили «Научно-исследовательский технологический институт № 40» (НИТИ-40), преобразованный из ГСПКИ-40.

Первоочередная задача, поставленная перед Министерством вооружения – воспроизведение с применением отечественных материалов немецкой ракеты ФАУ-2. Первый пуск ракеты А-4 (аналог ФАУ-2) осуществлен 18 октября 1947 года с космодрома Капустин Яр (рис. 3). Первые баллистические ракеты отечественного производства – А-4 (с использованием трофейных элементов ФАУ-2), Р-1 (копия ФАУ-2 по собственным чертежам с использованием отечественных материалов и технологий), Р-2 (с улучшенными характеристиками и отделяемой головной частью) изготавливались малыми сериями на опытном заводе 88, входящим в структуру НИИ-88.

Рис. 4. Ракета А-4

В 1951 году для серийного производства ракет Р-1 и Р-2 в Министерство вооружения передан вновь построенный Днепропетровский автомобильный (машиностроительный) завод. Он стал первым в стране серийным ракетным заводом. Комплексную бригаду специалистов, включая работников НИТИ-40, по освоению производства ракет на Днепропетровском машиностроительном заводе возглавлял министр Устинов Д.Ф. (рис. 4).

Рис. 4. Министр Устинов Дмитрий Федорович

В марте 1953 года Министерство вооружения и Министерство авиационной промышленности объединены в Министерство оборонной промышленности. Министром назначен Устинов Д.Ф. В августе 1953 года авиационная промышленность выделена в самостоятельное министерство, которое возглавил Дементьев П.В.

15 марта 1953 года Министерство вооружения преобразовано в Министерство оборонной промышленности СССР (министр Устинов Д.Ф.).

14 декабря 1957 года Министерство оборонной промышленности упразднили, а на его базе был создан Государственный комитет Совета Министров СССР по оборонной технике во главе с Домрачевым А.В.

В пятидесятые годы в период экономических реформ в связи с перестройкой системы управления народным хозяйством наука, конструкторские бюро и научно-исследовательские институты остались в подчинении Госкомитетов, ранее образованных вместо Министерств, а промышленные предприятия перешли в ведение вновь образованных территориальных Совнархозов. Это привело к отрыву науки и разработки новых изделий и технологий от промышленных предприятий, что и предопределило возврат к Министерствам.

В конце 1964 года принято решение вернуться к отраслевому ведению народного хозяйства и возродить систему Министерств. Образовалась «девятка» оборонных министерств:

  • Среднего машиностроения – министр Славский Е.П.;
  • Общего машиностроения – министр Афанасьев С.А.;
  • Машиностроения – министр Бахирев В.В.;
  • Авиационной промышленности – министр Дементьев П.В.;
  • Оборонной промышленности – министр Зверев С.В.;
  • Судостроительной промышленности – министр Бутома Б.Е.;
  • Связи – министр Псурцев Н.Д.;
  • Радиопромышленности – министр Калмыков В.Д.;
  • Электронной промышленности – министр Шокин А.И.

Координация деятельности оборонных министерств возлагалась на Военно-промышленную комиссию (ВПК) при Президиуме Совета Министров СССР.

2 марта 1965 года образовано Министерство общего машиностроения, отвечающее за ракетное производство для обороны страны и освоение космического пространства. Министром был назначен Сергей Александрович Афанасьев – первый ракетно-космический министр страны (Рис. 5.).

 

Рис. 5. Первый ракетно-космический министр Афанасьев Сергей Александрович

Созданию Министерства предшествовал продолжительный период формирования ракетно-космической отрасли страны при административной подчиненности её структурных подразделений различным ведомствам. Министерство общего машиностроения пришлось организовывать с нуля. Такого Министерства раньше в стране не было.

Минобщемаш создавалось комплексным, способным самостоятельно решать все вопросы РКТ – от научно-исследовательских и конструкторских работ до серийного производства изделий на базе совершенной технологии и организации производства. Перед Министерством ставилась сложная и ответственная задача – обеспечить паритет с США по стратегическим ядерным силам и развитие работ по космосу.

К тому времени обстановка в соотношении сил стратегического ядерного сдерживания складывалась тревожно – СССР уступал США по количеству развернутых МБР в шесть раз.

Для обеспечения комплексного решения поставленных задач в Минобщемаше необходимо было собрать основные НИИ, конструкторские бюро и промышленные предприятия, занимавшиеся РКТ, в том числе находящиеся в других ведомствах. Особенно остро стоял вопрос о передаче в МОМ НИИ, КБ и предприятий автоматики и систем управления. При этом сохранены и расширены кооперационные связи с предприятиями других министерств и ведомств.

Под руководством С.А. Афанасьева в кратчайшие сроки создана стройная структура Министерства (рис. 6).

 

Рис. 6. Структура Министерства общего машиностроения в 1965 г.

Работа Министерства велась в тесном содружестве с Министерством обороны и Академией наук. Для определения основных направлений развития науки и техники, научно-обоснованной технической политики в отрасли в Министерстве работал Научно-технический Совет под председательством С.А. Афанасьева из ученых, конструкторов, высококвалифицированных специалистов и новаторов производства.

С.А. Афанасьев возглавлял Министерство общего машиностроения с 1965 по 1983 годы. Ему принадлежит ключевая роль в создании ракетно-космической индустрии. Он организовывал свою работу на основе сочетания коллегиальности и единоначалия в обсуждении принятия решений всех вопросов по руководству отрасли. Под руководством С.А. Афанасьева создан мощный производственный, технологический и кадровый потенциал, ставший фундаментом дальнейшего развития отечественной ракетно-космической отрасли [2].

В 1960–1970 годах в отрасли стали организовываться комплексные научно-производственные объединения, осуществляющие полный цикл создания РКТ – от проведения НИОКР до сдачи готовой продукции и её эксплуатационного сопровождения. Особое внимание уделялось обеспечению качества и надежности изделий на всех стадиях их создания. Была сформирована межотраслевая система обеспечения качества и надежности РКТ.

Большое значение придавалось совершенствованию и развитию производственно-технологической базы отрасли, созданию новых технологий, специальному нестандартному оборудованию и средствам технологического оснащения. Формировались и реализовывались планы внедрения новой техники и технического перевооружения производства. В отрасли создавались специализированные заводы технологического оборудования. На отдельных предприятиях Министерства централизованно изготавливались некоторые виды специального технологического оборудования и инструмент для всей отрасли.

Регулярно проводились Советы специалистов – Главных технологов, Главных сварщиков и других специалистов по основным видам технологий, а также качеству, надежности и метрологическому обеспечению. Решение всех технологических проблем возлагалось на головной технологический институт НИТИ-40 – НИИТМ (ФГУП «НПО «Техномаш») (рис. 7).

 

Рис. 7. ФГУП «НПО «Техномаш»

С.А. Афанасьев уделял большое внимание укреплению и развитию института: выросла численность работников, расширилась лабораторно-испытательная база, повысился научно-технический потенциал. Для оперативного решения технологических задач созданы филиалы и базовые подразделения в Днепропетровске, Златоусте, Омске, Красноярске, Воронеже, Перми, Ижевске, Харькове, Томске, Ленинграде, Самаре, Оренбурге.

В особых случаях (при изготовлении комплексов «Н1-Л3» и «Энергия-Буран») формировались комплексные бригады специалистов (до 100 человек) технологического института для технологического обеспечения работ на космодроме Байконур.

Для повышения уровня управления производством Министерством разработана и внедрена отраслевая система оперативно-календарного планирования и диспетчирования производства – ОКП и Д.

В отрасли решались научно-технические и производственные задачи в комплексе с социальными вопросами – со строительством жилья, поликлиник и больниц, пионерских лагерей и санаториев, Дворцов культуры и спортивных комплексов, с созданием подсобных хозяйств.

С.А. Афанасьевым проводилась эффективная кадровая политика (школа Афанасьева), в основе, которой – профессионализм, уважение к коллегам, воспитание высочайшей ответственности за порученное дело.

Стиль работы С.А. Афанасьева – это деятельное утверждение принципов: «В нашей работе нет мелочей» и «Нас никто не дублирует».

Под руководством С.А. Афанасьева Министерство общего машиностроения внесло достойный вклад в создание ракетно-ядерного щита страны.

В дальнейшем Министерство общего машиностроения СССР возглавляли:

  • О.Д. Бакланов – 1983–1988 гг.;
  • В.Х. Догужиев – 1988–1989 гг.;
  • О.Н. Шишкин – 1989–1991 гг.

14 ноября 1991 года постановлением Госсовета Российской Федерации Министерство общего машиностроения СССР упразднено.

28 ноября 1991 года Указом Президента Российской Федерации № 242 учреждено Министерство промышленности Российской Федерации с Департаментом общего машиностроения.

25 февраля 1992 года Указом Президента Российской Федерации № 185 образовано Российское космическое агентство (РКА) при Правительстве Российской Федерации. Генеральным директором РКА назначен Ю.Н. Коптев.

Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1999 года № 651 РКА преобразовано в Российское авиационно-космическое агентство (РАКА).

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 РАКА преобразовано в Федеральное космическое агентство (Роскосмос).

Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2015 года № 666 путем преобразования Федерального космического агентства (Роскосмос) создана Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос».

Сегодня Госкорпорация «Роскосмос» – официальный правопреемник Министерства общего машиностроения СССР.

Для решения поставленных перед отраслью задач необходимо в полной мере использовать опыт деятельности и традиции Минобщемаша.

Библиографический список

  1. Черток Б.Е. Ракеты и люди. – М.: Машиностроение, 1999. – 2-е изд. – 416 с.: ил.
  2. Лукичев М.А., Шестаков А.Е., Нечеса Я.В., Шаульская Н.М. Сергей Александрович Афанасьев. Создатель отечественной космической отрасли. – Ярославль: РМП, 2018. – 308 с.

Чичварин Виктор Федорович – ветеран труда ФГУП «НПО «Техномаш» им. С.А. Афанасьева. Тел.: 8(495) 689-22-40. E-mail: V.Chichvarin@tm.fsa /Chichvarin Victor Fedorovich – labor veteran of FSUE «NPO «Technomac» named after S.A. Afanasyev. Tel.: 8(495) 689-22-40. E-mail: V.Chichvarin@tm.fsa