Роскосмос

Вопросы формирования целевой модели технических компетенций и развития отраслевой системы подготовки инженерных кадров

УДК 658.5:378

Зобов Ю.А., Омигов Б.И.

Zobov Y.A., Omigov B.I.

Вопросы формирования целевой модели технических компетенций и развития отраслевой системы подготовки инженерных кадров

Topics of Technical Competency Target Model Formation and Industrial System Development for Engineering Stuff Training

Проанализирована текущая ситуация с подготовкой и повышением квалификации инженерно-технического персонала ракетно-космической отрасли. Предложены подходы к формированию структуры целевой модели компетенций инженера-технолога (технического специалиста), определению базовых технических компетенций, перечня решаемых задач и уровней готовности. Сформулированы пути развития технических компетенций специалистов организаций ракетно-космической промышленности, определена роль в этом процессе ФГУП «НПО «Техномаш» как головной научно-исследовательской организации Госкорпорации «Роскосмос» по технологиям создания изделий ракетно-космической техники и метрологическому обеспечению её производственно-технологической базы.

The current situation with the training and skill level raising of engineering and technical stuff in the aerospace industry is analyzed. Approaches to the structure formation for a competency target model of a process engineer (technical specialist), the definition of basic technical competencies, a list of objectives to be solved and levels of readiness are proposed. The ways of technical competencies development for the enterprise's specialists in the aerospace industry are formulated, the role of FSUE «NPO «Technomac» as a main research enterprise of the State Space Corporation Roscosmos in the technologies for aerospace hardware engineering and metrological support of its production and process base is determined.

Ключевые слова: модель компетенций, технические компетенции, профессиональные компетенции, инженер-технолог, повышение квалификации.

Keywords: competency model, technical competence, professional competence, process engineer, skill level raising.

Ракетно-космическая отрасль, ввиду специфики своей продукции (малая серийность, высокие требования к надежности изделий, сложность условий эксплуатации), а также жёсткой конкуренции на коммерческом рынке, выдвигает особые требования к уровню подготовки инженерных кадров. Технологическое развитие ракетно-космической промышленности (РКП) требует не только создания современной инфраструктуры, сформированной с использованием новой техники и технологий, созданных за счет научно-технологических инноваций, но и привлечения высококвалифицированных кадров, призванных обеспечить конкурентоспособность отрасли.

Задачи непрерывной подготовки кадров и повышения квалификации постоянно находятся в фокусе внимания руководства государства и Госкорпорации «Роскосмос» [1]. Расширяется объём целевой подготовки специалистов в вузах, формируются резервы управленческих кадров для предприятий отрасли и оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в целом, ведётся работа по внедрению практик бережливого производства. Положения о необходимости создания единой отраслевой системы непрерывной подготовки кадров (как управленцев, так и технических специалистов) включены в проект Стратегии развития Госкорпорации «Роскосмос» до 2025 года и перспективу до 2030 года.

Вместе с тем приходится констатировать отсутствие единой отраслевой системы «послевузовской» подготовки именно инженеров-технологов (специалистов по сварке, пайке, неразрушающему контролю, аддитивным технологиям, заготовительному производству и пр.). Зачастую обучение технологов сводится к прохождению обязательного краткосрочного обучения вопросам охраны труда, противопожарной защиты, других подобных направлений, не относящихся к основной профессиональной деятельности инженеров. Организации РКП вынуждены либо организовывать подготовку своих специалистов самостоятельно, либо обращаться в вузы и организации, действующие в их регионах. Это приводит к тому, что инженеры-технологи предприятий зачастую говорят «на разных языках», осложнён внутриотраслевой обмен опытом по применяемым технологиям и технологическим инновациям. Ниша развития профессиональных, технических компетенций внутри отрасли остаётся незанятой.

Кроме того, и в целом на рынке не представлены системные программы переподготовки и повышения квалификации, которые бы способствовали профессиональному развитию специалистов-технологов ракетно-космической отрасли (рис. 1). Если для управленцев разного уровня предлагаются программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки различного уровня и продолжительности – MBA (Master of Business Administration), EMBA (Executive master of Business Administration), DBA (Doctor of Business Administration), основанные на западном опыте и методиках обучения, то для инженеров подобные программы в России практически отсутствуют [2]. При этом роль инженерных решений в высокотехнологичных отраслях промышленности является не менее важной, чем управленческих. Отставание в подготовке инженерных кадров приводит к общему технологическому отставанию отрасли. Именно инновационные инженерные, технические и технологические решения определяют эффективность и конкурентоспособность продукции и организации в целом. Таким образом, представляется целесообразным создание «технического» аналога MBA и EMBA – для переподготовки и повышения квалификации действующих и опытных инженеров отрасли.

Рис. 1. Существующая структура предложения на рынке подготовки инженерно-технического персонала

Ещё одной проблемой профессионального обучения является отсутствие единой методологии и терминологии в обучении инженеров [3, 4]. В настоящее время в России действует более 60 утверждённых профессиональных стандартов, относящихся к ракетно-космической отрасли, и более десяти федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Типовые требования к инженеру-технологу описаны в едином квалификационном справочнике должностей, который является основой для формирования должностных инструкций.

При этом требования к подготовке инженера-технолога в документах сформулированы в разных концепциях. В справочнике описаны должностные обязанности специалиста и перечень знаний. В профессиональных стандартах речь идёт о выполняемых трудовых функциях, действиях, необходимых знаниях и умениях. Во ФГОС применяются термины компетентностного подхода – программы должны сформировать у выпускника универсальные, профессиональные и общепрофессиональные компетенции. Кроме того, в отличие от программ бакалавриата и специалитета в образовательных стандартах уровня магистратуры жёстко сформулированы только универсальные и общепрофессиональные компетенции. Перечень обязательных и рекомендуемых профессиональных компетенций образовательное учреждение должно формировать самостоятельно на основе трудовых функций, перечисленных в профессиональных стандартах. Сочетание того, что учебные программы зачастую составляют не отраслевые специалисты, а преподаватели вузов, и количество профессиональных стандартов значительно превышает количество ФГОС, причём профессиональные стандарты значительно более специализированы и детализированы, неизбежно приводит к разрыву между уровнем подготовки выпускника вуза и требованиями, предъявляемыми предприятиями к специалистам [5, 6].

Целесообразно сформировать целевую модель компетенций инженерно-технических работников отрасли, в частности инженеров-технологов, которая стала бы универсальной для отрасли, могла адаптироваться с учётом требований к квалификации работника и специфики предприятий, а также максимально полно учитывала соответствие подготовки инженера-технолога уровню решаемых задач. Формирование такой модели позволило бы комплексно подходить не только к первоначальной подготовке и отбору, но и к дальнейшему развитию работников, целенаправленно создавать программы обучения, переподготовки и повышения квалификации, готовить кадровый резерв для предприятий и отрасли.

До определения отдельных компетенций и формирования модели необходимо договориться о терминологии, так как термин «компетенция» в разных странах и сферах деятельности понимается по-разному. «Американский» подход определяет компетенции как описание поведения: компетенция – это основная характеристика работника, обладая которой, он способен демонстрировать правильное поведение и добиваться высоких результатов в работе [7]. «Европейский» подход определяет компетенции как описание рабочих задач или ожидаемых результатов: компетенции – это способность работника действовать в соответствии со стандартами, принятыми в организации. В этом смысле европейский подход ближе к российским образовательным стандартам. Есть относительно устоявшееся понимание, что такое «компетенции управленца», универсальные и личностные компетенции (так называемые «soft skills»), но отсутствует общепринятая, устоявшаяся формулировка, что такое профессиональные, технические компетенции («hard skills»).

В целях раскрытия темы статьи под «компетенцией» понимается способность и готовность специалиста успешно действовать при решении определённого круга задач, то есть включает в себя внутреннюю мотивацию специалиста. Таким образом, необходимые компетенции могут быть определены через сами задачи и оценены уровнем готовности к их решению (обычно выделяют от трех до десяти уровней). Кроме того, предлагается рассмотреть целевую модель, которая в отличие от общепринятых моделей включала бы в себя не только общие и личные, но и профессиональные, узкоспециализированные знания и навыки, мотивацию и профессиональные связи, а также дополнялась ресурсами, необходимыми работнику для выполнения производственных задач (рис. 2). Что это за задачи?

Рис. 2. Предлагаемая целевая модель компетенций и ресурсов инженера-технолога РКП

Применительно к работе инженера-технолога (в широком смысле этого слова, включая технических и научных специалистов предприятий, занимающихся сваркой, пайкой, неразрушающим контролем, заготовительным производством и т.д.) можно выделить четыре основных блока задач:

  1. разработка и внедрение новых технологий, инновационное технологическое обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИР, ОКР, НИОКР);
  2. разработка, отработка, внедрение и документирование технологических процессов;
  3. обеспечение и сопровождение производственных технологических процессов;
  4. повышение эффективности производства, внедрение практик бережливого производства.

Способность и готовность работника к выполнению данных типов задач можно соответственно охарактеризовать через четыре базовые профессиональные (технические) компетенции (рис. 3):

  1. новаторство (изобретательство, рационализаторство) и создание новых технологий;
  2. отработка и внедрение новых (уже разработанных) технологических решений;
  3. поддержка и планирование, сопровождение производства;
  4. совершенствование процесса производства.

Рис. 3. Базовые профессиональные компетенции инженера-технолога РКП

На следующем уровне детализации можно выделить различные блоки задач, для каждого из которых требуется сформировать у технолога способность и готовность их решать. В табл. 1–4 приведены примеры такой детализации (на разных предприятиях и для разных подразделений и должностей может и должен быть свой набор компетенций), на рис. 4–7 – примеры оценки инженера-технолога на соответствие указанным компетенциям.

Таблица 1. Детализация компетенции «Новаторство и создание новых технологий»

Н Новаторство и создание новых технологий
Н1 Проведение НИОТР, ОКР по разработке новых технологий и нового технологического оборудования
Н2 Изучение характеристик и образцов изделий конкурентов, технологический реинжиниринг
Н3 Отработка конструкций изделий на технологичность. Технологический контроль конструкторской документации
Н4 Проведение экспериментальных работ по освоению новых технологических процессов и оборудования, внедрению их в производство
Н5 Проведение испытаний и внедрение в производство новых видов оснастки, средств механизации и автоматизации, инструмента и расходных материалов
Н6 Проведение патентных исследований, составление патентных и лицензионных паспортов, заявок на изобретения и промышленные образцы, подача рацпредложений
Н7 Разработка и корректировка стандартов предприятия и отраслевых стандартов, регламентирующих технологические процессы производства и испытаний
Н8 Разработка предложений по изменению конструкции и замене материалов изделий на базе применения новых технологий производства
Н9 Разработка предложений по использованию производственных технологий и мощностей для диверсификации производства

Рис. 4. Оценка инженера-технолога по компетенции «Новаторство и создание новых технологий» (пример)

Таблица 2. Детализация компетенции «Тиражирование технологических решений»

Т Тиражирование технологических решений
Т1 Анализ конструкторской документации, технических условий на новые изделия, выделение новых конструктивных элементов и технологических требований
Т2 Выбор и технико-экономическое обоснование последовательности операций и технологии изготовления
Т3 Выбор и технико-экономическое обоснование применяемого оборудования и оснастки
Т4 Документирование и согласование принятых технологических решений
Т5 Моделирование технологического процесса изготовления, определение технологических требований
Т6 Технико-экономический расчёт оптимальных режимов выполнения технологических процессов
Т7 Определение оптимальных объёмов, выбор и разработка методов и средств контроля и испытаний изделий
Т8 Разработка технических заданий на специальную оснастку, инструмент и нестандартное оборудование
Т9 Подготовка цифровых моделей заготовки, изделия, оборудования, оснастки, инструмента, разработка и отладка постпроцессоров и управляющих программ для оборудования с ЧПУ
Т10 Разработка, оформление и согласование технологической и сопроводительной документации
Т11 Отработка и внедрение разработанного технологического процесса в производство, корректировка технологической документации
Т12 Разработка необходимых технологических регламентов и инструкций по всем этапам жизненного цикла изделий

Рис. 5. Оценка инженера-технолога по компетенции «Тиражирование технологических решений» (пример)

Таблица 3. Детализация компетенции «Поддержка и планирование производства»

П Поддержка и планирование производства
П1 Поддержка разработки технически обоснованных норм времени (выработки) и нормативов материальных затрат и нормирования сложности операций
П2 Расчёт производственных мощностей и загрузки оборудования, потребности в материальных и трудовых ресурсах
П3 Поддержка составления линейных и сетевых графиков производства, планирования снабжения и производства
П4 Составление планов размещения оборудования и маршрутов движения деталей
П5 Определение объёма и методов входного контроля и испытаний покупных комплектующих изделий и материалов
П6 Формирование технических требований к оборудованию, оснастке, инструменту и расходным материалам, определение объёма и методов контроля и испытаний
П7 Формирование технических требований к производственным услугам сторонних организаций, определение объёма и методов контроля и испытаний
П8 Технологическое сопровождение производства, обеспечение и контроль стабильности технологических процессов производства

Рис. 6. Оценка инженера-технолога по компетенции «Поддержка и планирование производства» (пример)

Таблица 4. Детализация компетенции «Совершенствование процесса производства»

С Совершенствование процесса производства
С1 Осуществление ежегодной проверки соответствия технологической документации требованиям КД и ТД и выдача заключений о годности
С2 Корректировка технологической документации по извещениям об изменениях конструкторской документации
С3 Контроль соблюдения технологической дисциплины, требований охраны труда и промышленной безопасности на производстве, правильной эксплуатации технологического оборудования
С4 Формирование и ведение базы знаний по применяемым технологическим процессам, оборудованию, оснастке и инструменту
С5 Анализ, оптимизация и унификация применяющихся технологических процессов, оборудования, оснастки и инструмента
С6 Анализ причин отклонений, брака и рекламаций, разработка мероприятий по их предупреждению и устранению
С7 Изучение и применение передового отечественного и зарубежного опыта в области технологии и организации производства
С8 Обучение производственного персонала применению новых технологических процессов, оборудования, инструмента и оснастки, аттестация персонала
С9 Документирование и ведение базы данных технологических параметров изготовления и результатов испытаний изделий
С10 Разработка и внедрение цифровых двойников изделий, оборудования, технологических процессов и производства в целом
С11 Соблюдение требований информационной безопасности и режима секретности в отношении сведений, составляющих государственную и коммерческую тайну

Рис. 7. Оценка инженера-технолога по компетенции «Поддержка и планирование производства» (пример)

Данный список может быть изменён в зависимости от уровня технологического развития организации, специфики применяемых технологий в подразделении, а также изменяться по категориям и должностям инженера-технолога по мере расширения его полномочий и зоны ответственности. Соответственно, требования к уровню развития технических компетенций должны отличаться для разных задач, предприятий и работников. Предлагается выделить четыре основных уровня оценки готовности и способности инженера к решению технологических задач:

  1. работник теоретически знает, как решать задачу, но не всегда готов и способен это сделать на практике;
  2. работник готов и способен решать задачи, проявляет это при выполнении поручений или наличии инструкций;
  3. работник способен самостоятельно формулировать перед собой задачи и решать их, опираясь на стандарты-описания возможных задач и путей их решений;
  4. работник способен самостоятельно выделять и предвидеть проблемы, формулировать задачи, риски и ограничения, находить возможные пути решения, вырабатывать стандарты действий и доводить их до других работников (обучать выработанным им методам решения).

ФГУП «НПО «Техномаш», являясь ГНИО РКП по технологиям создания изделий РКТ и метрологическому обеспечению её производственно-технологической базы, видит одну из своих задач в развитии профессиональных, технических компетенций специалистов организаций РКП (рис. 8).

Рис. 8. Развитие технических компетенций специалистов ракетно-космической отрасли в деятельности ФГУП «НПО «Техномаш»

В качестве инструмента для решения этой задачи предлагается создание Центра развития технологических компетенций РКП – общей площадки развития технологических компетенций для всех организаций и всего технологического сообщества отрасли (рис. 9).

Рис. 9. Модель деятельности Центра развития технологических компетенций ФГУП «НПО «Техномаш»

Одним из первых шагов в рассматриваемом направлении стало проведение 25–29 января 2021 года на территории ФГУП «НПО «Техномаш» первого пилотного научно-практического семинара «Современные методы и средства неразрушающего контроля в производстве РКТ». В работе семинара приняли участие семнадцать представителей от семи организаций и предприятий ракетно-космической отрасли Московского региона: АО «НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко», АО «ГКНПЦ имени М.В. Хруничева», АО «Корпорация «Московский институт теплотехники», ФГУП «НПЦАП имени академика Н.А. Пилюгина», АО «КБхиммаш имени А.М. Исаева», АО «Корпорация «Комета», АО «ВПК «НПО машиностроения». Программа семинара была нацелена на развитие именно технологических компетенций организаций РКП и включала в себя тематические и обзорные доклады ведущих научных специалистов и руководителей ФГУП «НПО «Техномаш», дискуссии по наиболее актуальным вопросам текущей производственной деятельности предприятий, обсуждение практических задач слушателей, лабораторную демонстрацию оборудования и технологий. Мероприятие получило положительную оценку слушателей, подтвердивших его необходимость и целесообразность. В 2021 году планируется проведение семинаров по другим традиционным областям экспертизы ФГУП «НПО «Техномаш» – сварке, пайке, механообработке, внедрению цифровых методов управления производством.

Библиографический список

  1. Аналитический обзор по управлению персоналом в ракетно-космической отрасли по итогам 2018 г. Госкорпорация «Роскосмос». – М., 2019. – 125 c.
  2. Шматко Н.А. Компетенции инженерных кадров: опыт сравнительного исследования в России и странах ЕС. – М.: Форсайт. – 2012. – Т. 6., № 4. – С. 32–47.
  3. Ракитин А., Орловская О. Компетенции российского молодого R&D-инженера. Обзор результатов исследования, проведенного компанией Odgers Berndtson по заказу Всероссийской образовательной программы «Лифт в будущее» Благотворительного фонда «Система». – М., 2017. – 28 c.
  4. Селезнева Н.А., Азарова Р.Н., Золотарева Н.М., Казанович В.Г. Системное проектирование и обоснование компетентностно-ориентированных ООП ВПО, реализующих требования ФГОС ВПО. – М.: МИСиС, 2010. – 54 c.
  5. Форсайт-исследование в области перспективных профессиональных компетенций специалистов в области инжиниринга и промышленного дизайна для Министерства промышленности и торговли РФ. Итоговые материалы. – М.: Strategy Partners Group, 2015. – 52 c.
  6. Хайруллина Э.Р., Масалимова А.Р., Богданова В.И. Экспертное исследование профессиональных компетенций и личностных качеств инженеров-технологов работодателями и преподавателями / Казанский педагогический журнал. – Казань, 2016. – №.1 – С. 109–115.
  7. International Engineering Alliance, Graduate Attributes and Professional Competencies. –Version 3: 21 June 2013. – 16 P.

 

Зобов Юрий Александрович – руководитель проекта Центра координации деятельности ФГУП «НПО «Техномаш» и предприятий РКП. Тел.: 8 (495) 689-95-33, доб. 23-66. E-mail: Yu.Zobov@tmnpo.ru. / Zobov Yuriy Aleksandrovich – Project Manager of the Activity Coordination Center of FSUE «NPO «Technomac» and Aerospace Industry Enterprises. Tel.: 8(495) 689-95-33, ext. 23-66. E-mail: Yu.Zobov@tmnpo.ru.

Омигов Борис Иванович – канд. техн. наук, директор центра ФГУП «НПО «Техномаш» им. С.А. Афанасьева. Тел.: 8 (495) 689-95-61 доб. 23-69. E-mail: B.Omigov@tmnpo.ru. / Omigov Boris Ivanovich – Ph.D. in Engineering Sciences, Center Director of FSUE «NPO «Technomac» named after S.A. Afanasyev. Tel.: 8 (495) 689-95-61 ext. 23-69. E-mail: B.Omigov@tmnpo.ru.