Роскосмос

Особенности реализации и предложения по оптимизации организации реализации капитальных вложений в ракетно-космической промышленности

УДК 629.7:658.51

Кондратенко А.Н.

Kondratenko A.N.

Особенности реализации и предложения по оптимизации организации реализации капитальных вложений в ракетно-космической промышленности

Implementation Features and Proposals for the Capital Investments optimization in the Aerospace Industry

Рассмотрены проблемные вопросы и предложены пути их решения по реализации капитальных вложений, финансируемых из федерального бюджета для обеспечения производственно-технологической модернизации ракетно-космической промышленности.

Problematic issues are considered and solutions are proposed for the implementation of capital investments financed from the Federal Budget to ensure production and technological modernization of the aerospace industry.

Ключевые слова: капитальные вложения, технологии, технологическое оборудование, дебиторская задолженность, генеральный конструктор, руководитель технологического направления, ракетно-космическая промышленность.

Keywords: capital investments, technologies, process equipment, receivable, chief designer, technology area head, aerospace industry.

В целях обеспечения подготовки производственно-технологических мощностей предприятий ракетно-космической промышленности (РКП) к выполнению целевых задач космических программ (Федеральная космическая программа России на 2016–2025 годы, ФЦП «ГЛОНАСС») и ГПВ в рамках разделов «Капитальные вложения» космических программ и государственных программ «Развитие оборонно-промышленного комплекса» (ГП ОПК) в части РКП реализовывались:

  • в 2015–2017 годы 251 инвестиционный проект (ИП), из которых по 35 ИП выполнялись только проектно-изыскательские работы (ПИР),
  • в 2018–2020 годы 142 ИП, из которых по 27 ИП выполнялись только ПИР.

Из 216 ИП, по которым в 2015–2017 годы фактически реализовывались мероприятия по реконструкции и техническому перевооружению (работы отличные от ПИР), по 130 ИП (60%) поступили обращения предприятий о согласовании внесений изменений в проектно-сметную документацию (ПСД), которые можно классифицировать по двум направлениям:

  • изменения, связанные с заменой технологического оборудования, что составляет 80% всех обращений (104 обращения);
  • изменения, связанные с изменением строительно-монтажных работ (СМР), что составляет 20% обращений предприятий (26 обращений).

За период 2018–2020 годов из 115 ИП, находившихся в реализации с мероприятиями, отличными от ПИР, хотя бы в одном из годов указанного периода, по 66 ИП (57%) требовалась корректировка ПСД, в том числе:

  • замена технологий и технологического оборудования являлись первопричиной изменений в 38% случаев корректировок (25 шт.);
  • первопричиной изменений являлись изменения в технологиях и СМР в 44% случаев корректировок (29 шт.);
  • первопричиной изменений являлись изменения в СМР в 18% случаев корректировок (12 шт.).

В указанных трехлетних периодах осуществления капитальных вложений РКП около 60% реализовывающихся ИП в соответствии с нормативной документацией [1–3] требовали корректировки обоснований экономической целесообразности и ПСД. В последнем трехлетнем периоде реализации мероприятий по капитальным вложениям наблюдается увеличение более чем в три с половиной раза доли случаев корректировки ПСД из-за необходимости изменений СМР, что объясняется недостаточной на стадии ПИР системной проработкой застройщиками вопросов планируемой реконструкции. В целом в обоих выделенных плановых периодах реконструкции и технического перевооружения в 80–82% случаев причины необходимости корректировки ПСД – замена технологий и технологического оборудования.

Основные причины замены технологий и технологического оборудования частично рассмотрены в [4,5]:

  • у предприятий отсутствуют долгосрочные планы технического перевооружения, планы стратегических преобразований организационно-штатной и производственно-технологической структуры;
  • предприятия и организации часто перепоручают проведение конкурсов и закупку технологий, технологического и испытательного оборудования своим подрядным организациям, у которых в большинстве случаем отсутствуют специалисты-технологи необходимой квалификации [6];
  • создание сложного дорогостоящего специального нестандартизированного оборудования дешевле и целесообразнее проводить в рамках опытно-конструкторских работ по созданию технологий и технологического оборудования, часто оно проводится в рамках мероприятий технического перевооружения;
  • в отрасли при формировании государственного оборонного заказа (ГОЗ) практически не используются возможности приобретения технологического оборудования вне рамок бюджетных инвестиций [7,8];
  • сложность ряда разрабатываемых космических и ракетных производственных технологий не всегда позволяет точно прогнозировать параметры их разработки и внедрения. По ряду приоритетных образцов БРТ и РКТ только в течение программного периода разрабатываются и уточняются эскизные проекты и конструкторская документация, где корректируется директивная технология и кооперация разработчиков и соисполнителей работ по разработке и производству этих приоритетных образцов;
  • длительные сроки реализации ИП и подготовки разрешительной документации на проведение ПИР и СМР приводят к тому, что цены на закупаемое оборудование, как правило значительно увеличиваются либо планируемое к закупке технологическое оборудование исчезает с рынка продаж;
  • длительный срок от момента возникновения необходимости в разработке той или иной технологии до получения первой продукции приводит к тому, что появляются новые материалы, технологии в смежных отраслях (металлообработка, приборостроение) и делают разрабатываемую или внедряемую в рамках ИП технологию неэффективной еще до реализации;
  • в сложившихся условиях санкций иностранных государств на поставки в Россию современного технологического оборудования и технологий не всегда удается обеспечить их приобретение;
  • по линии генеральных конструкторов и руководителей приоритетных технологических направлений [9,10] фактически не проводится разработка комплексных целевых программ по образцам боевой ракетной и ракетно-космической техники (БРТ и РКТ), в которых должны быть обоснованы и отражены все мероприятия космических программ, а также ГП ОПК и ГПВ, в отношении которых планируется и проводится реконструкция и техническое перевооружение производственно-технологической и экспериментально испытательной базы РКП;
  • в РКП отсутствует единый управляющий организационно-технический центр технологического развития РКП.

Особое место занимает актуальный вопрос, связанный с институтами генеральных конструкторов и руководителей приоритетных технологических направлений, который должен быть в дальнейшем рассмотрен для повышения эффективности планирования и реализации мероприятий по капитальным вложениям для производственно-технологической модернизации и развития РКП, а также мероприятий по технологическим НИОКР, для внедрения которых необходимо использование капитальных вложений. По состоянию на 2021 год по направлению РКП создан достаточно мощный институт из девяти генеральных конструкторов, являющихся руководителями крупных проектов по созданию новых перспективных технически сложных образцов БРТ и РКТ, их комплексов и систем, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства:

- в Госкорпорации «Роскосмос» – шесть генеральных конструкторов:

  • два генеральных конструктора по созданию БРТ;
  • четыре генеральных конструктора по направлениям: автоматические космические системы и комплексы, информационные системы и комплексы специального назначения, пилотируемая космонавтика, средства выведения и наземная космическая инфраструктура;

- в Минпромторге России – два генеральных конструктора;

- в Росреестре – генеральный конструктор системы ГЛОНАСС.

По направлению технологического развития пока функционирует один руководитель приоритетного технологического направления «Технологии ракетного двигателестроения». В тоже время РКП укрупненно состоит из семи подотраслей, обеспечивающих создание, производство и эксплуатацию РКТ и БРТ – космическое и ракетное машиностроение, двигателестроение, приборостроение, разработка и изготовление объектов космической инфраструктуры, материаловедение, экспериментально-испытательная база, в которых реализуются принципиально разные технологии. Многообразие используемых в РКП технологий и материалов в данной ситуации оказалось, образно говоря, «за бортом». В тоже время более 30% технологических процессов, применяемых в современном ракетно-космическом производстве, уникальны и используются только для производства РКТ и БРТ. Доля специальных технологий РКП в общей трудоемкости производства РКТ и БРТ составляет в среднем 65%, то есть их уровень определяет общий уровень изготовления основных элементов БРТ и РКТ, а также их общий уровень качества и надежности.

В сложившейся ситуации слабо действует механизм реализации единой технологической политики по шести приоритетным технологическим направлениям РКП, не реализуются в полной мере Указ Президента Российской Федерации «О генеральном конструкторе по созданию ВВСТ» и утвержденное коллегией ВПК от 28.09.2017 №9 «Положение о взаимодействии руководителя приоритетного технологического направления с генеральными конструкторами по созданию ВВСТ» в части вопросов развития промышленных технологий, обеспечения повышения технологического уровня образцов и совершенствования технологического уровня производства, производственной и испытательной базы организаций РКП.

Указанные обстоятельства обуславливают сложности планирования и реализации капитальных вложений в части внедрения технологий и технологического оборудования. Предлагается в установленном порядке рассмотреть вопрос введения института руководителей технологических направлений РКП, с назначением на должности ведущих специалистов-технологов и наделением их полномочиями по координации планирования и реализации соответствующих технологических работ, в частности по капитальным вложениям, в рамках полномочий ракетно-космической отрасли.

Одним из важнейших вопросов деятельности руководителей приоритетных технологических направлений РКП должна являться разработка единых долгосрочных комплексных целевых программ развития промышленных базовых и критических технологий, технологий проектирования и создания новых специальных материалов, производственно-технологических мощностей предприятий РКП, на основе которых должны разрабатываться и быть скоординированы мероприятия ГП «Космическая деятельность России» и ГП ОПК в части РКП. Это обусловлено особенностями РКТ военного, двойного, социально-экономического и научного назначения [4,5]:

  • общностью задач разработки, создания и эксплуатации ракетно-космической техники;
  • идентичностью технологии разработки, изготовления и использования ракетно-космических средств различного назначения;
  • использованием единых конструкторских решений при разработке и создании ракетно-космических средств;
  • развитой внутриотраслевой унификацией;
  • тенденцией к увеличению доли средств двойного назначения;
  • единой производственно-технологической и экспериментально-испытательной базой.

Подробнее остановимся на вопросе о возможности приобретения технологического оборудования вне рамок бюджетных инвестиций [7,8].

В соответствии с приказом Минфина России [8] введен вид расходов по группе 200 «…Закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд…», где отражаются все расходы федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд вне рамок бюджетных инвестиций. Для указанной группы бюджетных расходов в рамках элемента 211 «Закупка вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ), продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках ГОЗ в целях обеспечения ГПВ» и элемента 212 «Закупка вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ), продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках ГОЗ вне рамок ГПВ» бюджетная классификация в рамках ГОЗ позволяет закупать продукцию производственно-технологического назначения – в частности проводить закупку технологий и технологического оборудования. Закупка оборудования и технологий по ГОЗ в рамках элементов 211 и 212 бюджетной классификации позволяет реализовывать эти мероприятия вне рамок реконструкции и технического перевооружения, что позволяет избежать проведения трудоемкой и длительной по времени (более двух-трех лет) [1-3] процедуры подготовки разрешительной документации на закупку производственно-технологического оборудования и технологий в рамках капитальных вложений.

В ракетно-космической отрасли прослеживается негативная тенденция затягивания ввода и неввода в строй объектов реконструкции и технического перевооружения, проводимых в рамках ГП ОПК, подпрограмм и федеральных целевых программ государственной программы «Космическая деятельность России». Так, по завершенному I этапу реализации ФКП–2025 из 15 ИП, планировавшихся к вводу, введены в строй два ИП, в том числе в 2020 году из 10 вводных объектов введен в строй один ИП. По результатам завершения реализации ФЦП «ГЛОНАСС» за период 2012–2020 годов из 15 реализовывавшихся в части РКП ИП введены в строй три ИП, в том числе за 2020 год из десяти планировавшихся к вводу ИП ни один не введен в строй. Прослеживается практика невыполнения заказчиками-застройщиками плана выполнения работ по реконструкции и техническому перевооружению, растет дебиторская задолженность (рис. 1). По ФКП–2025 по результатам 2020 года дебиторская задолженность превысила более чем в 1,5 раза объемы бюджетных средств, изначально запланированных по программе к освоению в части капитальных вложений, после оптимизации бюджетных объемов финансирования в 2020 году по состоянию на начало 2021 года фактическое превышение дебиторской задолженности над объемами финансирования капитальных вложений по ФКП–2025 на 2020 год составило более 106%.

Рис. 1. Нормированная по 2020 году дебиторская задолженность по капитальным вложениям

Рис. 2. Превышение дебиторской задолженности по капитальным вложениям ФКП–2025, образовавшейся на начало 2021 года, над плановыми объемами бюджетного финансирования капитальных вложений с нарастающим итогом, начиная с 2021 года

Для ФКП–2025 (рис. 2) показано, что существующая дебиторская задолженность по бюджетному финансированию капитальных вложений на начало 2021 года более, чем в 1,6 раза больше плановых объемов бюджетного финансирования капитальных вложений на 2021 год.

По ФЦП «ГЛОНАСС», которая реализовывалась в 2012–2020 годы, дебиторская задолженность по бюджетному финансированию капитальных вложений, образовавшаяся к концу 2020 года, почти в 3,53 раза превышает среднегодовые объемы бюджетного финансирования капитальных вложений в программном периоде.

В результате неосвоения плановых бюджетных средств по капитальным вложениям фактически ежегодно происходит их обесценивание пропорционально индексу-дефлятору – около 4% в год. Государство несет прямые финансовые убытки. При этом также в срок не подготавливаются производственно-технологические и экспериментально-испытательные мощности РКП в обеспечение создания перспективной РКТ, не обеспечивается своевременное внедрение современных производственных технологий отрасли. Ежегодно потери государством бюджетных средств необходимо в обязательном порядке компенсировать в размерах не меньших фактических потерь, связанных с обесцениванием бюджетных средств из-за инфляционных процессов, а также пропорционально ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от плановых программных годовых бюджетных объемов финансирования ИП, уменьшенных на сумму, пропорциональную объему годовых плановых работ, фактически выполненных заказчиком-застройщиком. Одним из эффективных путей решения этой проблемы является разработка (уточнение) и внедрение в практику работ, применительно к капитальным вложениям, нормативного отраслевого документа, аналогичного [11]. Реальная финансовая ответственность заказчиков-застройщиков за ненадлежащее исполнение своих обязательств будет стимулировать их к обязательному выполнению плановых годовых работ по капитальным вложениям.

Библиографический список

  1. О порядке реализации федеральной адресной инвестиционной программы при проведении мероприятий по строительству, (реконструкции, техническому перевооружению) предприятий, государственным заказчиком которых является Федеральное космическое агентство (приказ ФКА (Роскосмос) от 17.07.2012 № 151).
  2. Об утверждении Положения о порядке разработки, корректировки и реализации государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, государственного оборонного заказа, федеральной адресной инвестиционной программы в части капитальных вложений при проведении мероприятий по реконструкции, техническому перевооружению и новому строительству объектов организаций ракетно-космической промышленности, государственным заказчиком которых является Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»» (приказ Госкорпорации «Роскосмос» от 21.05.2018 № 153).
  3. Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы (постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 716).
  4. Кондратенко А.Н., Олексенко И.А. Особенности планирования мероприятий по капитальным вложениям, направленным на реконструкцию и техническое перевооружение предприятий ракетно-космической промышленности, и по технологическим НИОКР ракетно-космической промышленности в рамках государственных и федеральных целевых программ» // Вестник НПО Техномаш. – 2017. – № 4. – С. 12–18.
  5. Кондратенко А.Н., Олексенко И.А., Панов Д.В. О новых подходах и о роли головных научно-исследовательских организаций по планированию и сопровождению реализации государственных и федеральных целевых программ в части производственно-технологического развития ракетно-космической промышленности» // Вестник НПО Техномаш. – 2018. – № 6. – С. 4–9.
  6. Закон Российской Федерации О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (постановление Правительства Российской Федерации от 05.04. 2013 № 44-ФЗ, в ред. от 31.07.2020).
  7. Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 15.02.2016).
  8. Об утверждении указаний о порядке применения видов расходов классификации расходов бюджетов для составления проектов федерального бюджета и бюджетов для составления проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, начиная с бюджетов на 2012 год (приказ Минфина России от 03.05.2011 №57н).
  9. О генеральном конструкторе по созданию ВВСТ (Указ Президента Российской Федерации 18.01.2015 № 18).
  10. О руководителе приоритетного технологического направления (Указ Президента Российской Федерации 20.07.2016 № 347).
  11. Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом». (Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063).

Кондратенко Александр Николаевич – канд. техн. наук, эксперт ФГУП «НПО «Техномаш» им С.А. Афанасьева. Тел.: 8(495) 689-96-90. E-mail: A.Kondratenko@tmnpo.ru / Kondratenko Aleksandr Nikolaevich – Ph.D. in Engineering Sciences, Expert of FSUE «NPO «Technomac» named after S.A. Afanasyev. Tel.: 8(495) 689-96-90. E-mail: A.Kondratenko@tmnpo.ru