УДК 658.5:378
Мучило Ф.М., Степанов В.В., Колесников И.Н., Зобов Ю.А.
Muchilo F.M., Stepanov V.V., Kolesnikov I.N., Zobov Y.A.
Перспективы повышения квалификации специалистов сварочного производства в ракетно-космической отрасли
Prospects for Skill Level Raising for the Welding Production Specialists in the Aerospace Industry
Рассмотрены перспективы подготовки специалистов для современных предприятий. Определен принцип передачи теоретических знаний и практических навыков специалистам ракетно-космической отрасли, показана роль ФГУП «НПО «Техномаш» в подготовке специалистов. Разработана программа повышения квалификации специалистов сварочного производства для предприятий космической отрасли.
The Specialists training prospects for modern enterprises are considered. The transfer principle of theoretical knowledge and practical skills to specialists of the aerospace industry is determined, the role of FSUE «NPO «Technomac» in the training of specialists is shown. A skill level raising program has been developed for welding production specialists in the aerospace industry enterprises.
Ключевые слова: повышение квалификации, специалист сварочного производства, программа повышения квалификации, образование.
Keywords: skill level raising, welding production specialist, skill level raising program, education.
В настоящее время требования к квалификации и компетенции работающего в ракетно-космической отрасли научно-технического и инженерного персонала характеризуются взаимным влиянием двух параллельно протекающих процессов: совершенствованием (реформированием) системы высшего профессионального образования и плавным уменьшением объема государ-ственного оборонного заказа и, как следствием этого, необходимостью частичной ориентации предприятий на выпуск гражданской продукции, для которой важным показателем, наряду с качеством и надежностью, является ее себестоимость. Это требует частичного пересмотра общепринятого на предприятиях подхода к оценке квалификации персонала и его роли в производственном процессе.
Принято различать квалификацию и компетенцию. Квалификацию работнику в большинстве случаев устанавливает работодатель. Она и соответствующие ей трудовые функции дифференцируются по квалификационным уровням и регламентируются ведомственными нормативными документами. Компетенция – это способность работника качественно выполнять определенные виды профессиональной деятельности и приобретать необходимый опыт для их осуществления.
Присвоение квалификации напрямую связано с компетенцией работника, но в любом случае является прерогативой руководства предприятия, на котором он работает. Поэтому в рамках статьи будут рассмотрены особенности, связанные с получением компетенций в области сварочного производства, и функции, которые ФГУП «НПО «Техномаш» может взять на себя в рамках процесса.
В настоящее время вузы перешли на трехуровневую «бакалавриат-магистратура-аспирантура» модель высшего образования и предприятиям требуется новый подход к определению квалификации работников. При внедрении данной системы предполагалось, что выпускник бакалавриата должен решать задачи, характерные для рядовой инженерно-технической деятельности и предполагающие использование отработанных алгоритмов исполнительских действий, а выпускник магистратуры обладать творческими способностями и решать сложные инженерные задачи. В отличие от бакалавра магистр должен самостоятельно принимать решения и нести личную ответственность за достигнутые результаты [1–3].
Стоит отметить, что предприятия ракетно-космической промышленности (РКП) сталкиваются с трудностями по распределению функциональных обязанностей при трудоустройстве выпускников вузов со степенью «бакалавр» или «магистр». Стать магистром – носителем нового стиля инженерного мышления, которое позволяет преобразовывать постоянно нарастающий объем научно-технических знаний и профессиональной информации в технические/технологические принципы, без опыта решения производственных задач невозможно. Такой опыт выпускник ма-гистратуры может получить на начальном этапе трудовой деятельности, в идеальном случае в процессе обучения, совмещая её с работой на конкретном предприятии. Практики такого плана есть во ФГУП «НПО «Техномаш», и они могут быть применены к процессу адаптации специали-стов в реальных производственных условиях.
ФГУП «НПО «Техномаш» обладает собственной лабораторной и производственной базой, а также специалистами-практиками, у которых есть желание передавать свои знания и опыт молодым специалистам предприятий ракетно-космической отрасли, и которые в силах разработать необходимую учебно-методическую литературу и проводить занятия на высоком уровне по следующим направлениям:
- подготовка и проведение совместно с ведущими предприятиями отрасли в различных формах переподготовки и повышения квалификации специалистов в целях развития их технических компетенций и освоения современных технологических процессов и оборудования;
- консультирование специалистов предприятий и организаций на специальных научно-практических семинарах по наиболее актуальным вопросам технологий производства;
- интеграция с участием ведущих технических вузов и предприятий РКП образовательной и производственной сфер в единую систему переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров.
Организация учебного процесса предполагает последовательное прохождение учебных дисциплин, объединённых в учебные модули. Взяв за основу модульный принцип построения образовательного процесса и творчески развив его, получим возможность адаптации имеющихся у ФГУП «НПО «Техномаш» компетенций под потребности заказчика, которым может быть как одно предприятие, так и группа предприятий отрасли.
Рассмотрим модульный принцип построения образовательного процесса на примере программы повышения квалификации специалистов в области сварочного производства «Современное оборудование и технология сварки поворотных и неповоротных стыков трубопроводов из аустенитных сталей, алюминия и алюминиевых сплавов».
Программа состоит из теоретической и практической частей, а также разбита на модули (табл.).
Таблица.
№ п/п | Тема | Количество часов |
---|---|---|
Вводное занятие. Теоретические основы ВИГ-сварки: | ||
1 |
|
6 |
Технология автоматической ВИГ-сварки: | ||
2 |
|
6 |
Автоматическая орбитальная сварка неповоротных и поворотных стыков трубопроводов/тел вращения: | ||
3 |
|
4 |
Система менеджмента качества на основе стандартов серии ISO 9000 и процесс сварки: | ||
4 |
|
2 |
Практические занятия по сварке трубопроводов из аустенитных сталей и алюминиевых сплавов: | ||
5 |
|
16 |
Модульный (тематический) принцип построения программы повышения квалификации специалистов сварочного производства позволяет обеспечить гибкость построения курса под конкретные требования заказчика с учётом различного объема практической и теоретической части, а также по акценту на конкретное направление сварки. Подобные программы разработаны также для курсов повышения квалификации по пайке в двигателе- и приборостроении, пайке теплообменных систем.
Таким образом, учитывая происходящие процессы в развитии предприятий РКП и реформировании системы высшего профессионального образования, возникают потребности в адаптации специалистов к реалиям производственной деятельности, повышения их технических компетенций и дифференцировании их квалификаций. Специалисты ФГУП «НПО «Техномаш» во взаимодействии с ведущими специалистами ракетно-космической отрасли и научно-педагогическими работниками высшей школы способны обеспечить разработку требований по формированию технических компетенций для инженерно-технического персонала предприятий РКП с учетом передового отечественного и мирового опыта, а также обеспечить повышение квалификации работников отрасли и принять участие в разработке образовательных программ подготовки специалистов.
Библиографический список
- Сенашенко В.С. О переходе высшей школы на новые образовательные стандарты // Alma mater. – 2013, №8. – С. 6–13.
- Прахова М.Ю., Светлакова С.В. Подготовка магистров в инженерной области: отечественная модель // Высшее образование в России. – 2014, №1. – С. 118–124.
- Фролов В.А., Федоров С.А. Роль и место магистратуры в современной модели инженерного образования // Сварочное производство. – 2017, №12. – С 49–54.
Мучило Фёдор Михайлович – канд. техн. наук, начальник отдела ФГУП «НПО «Техномаш» им. С.А. Афанасьева. Тел.: 8 (495) 689-50-66. E-mail: 240@tmnpo.ru / Muchilo Fedor Mikhailovich – Ph.D. in Engineering Sciences, Department Head of FSUE «NPO «Technomac» named after S.A. Afanasyev. Tel.: 8(495) 689-50-66. E-mail: 240@tmnpo.ru
Степанов Владимир Валерьевич – канд. техн. наук, доцент, руководитель направления ФГУП «НПО «Техномаш» им. С.А. Афанасьева. Тел.: 8 (495) 689-50-66. E-mail: 240@tmnpo.ru / Stepanov Vladimir Valeryevich – Ph.D. in Engineering Sciences, Assoc. Prof., Laboratory Head of FSUE «NPO «Technomac» named after S.A. Afanasyev. Tel.: 8(495) 689-50-66. E-mail: 240@tmnpo.ru
Колесников Игорь Николаевич – канд. техн. наук, доцент, руководитель проекта Центра ко-ординации деятельности ФГУП «НПО «Техномаш» и предприятий РКП. Тел.: 8(495) 689-00-24, доб. 23-91. E-mail: I.Kolesnikov@tmnpo.ru /Kolesnikov Igor Nikolaevich – Ph.D. in Engineering Sciences, Assoc. Prof., Project Manager of the Activity Coordination Center of FSUE «NPO «Technomac» and Aerospace Industry Enterprises. Tel.: 8(495) 689-00-24, ext. 23-91. E-mail: I.Kolesnikov@tmnpo.ru
Зобов Юрий Александрович – руководитель проекта Центра координации деятельности ФГУП «НПО «Техномаш» и предприятий РКП. Тел.: 8 (495) 689-95-33, доб. 23-66. E-mail: Yu.Zobov@tmnpo.ru. /Zobov Yuriy Aleksandrovich – Project Manager of the Activity Coordination Center of FSUE «NPO «Technomac» and Aerospace Industry Enterprises. Tel.: 8(495) 689-95-33, ext. 23-66. E-mail: Yu.Zobov@tmnpo.ru.